Выбрать страницу

Недоумение. Уточнение. И затем гнев. Вот три коротких слова, которыми можно описать умственную деятельность профессионального копирайтера, когда он напрямую сталкивается с нынешней ситуацией в отрасли. За примером тому далеко ходить не надо: достаточно зайти на free-lance.ru – популярный портал, на котором заказчики и исполнители находят друг друга. И посетить страницу, где размещаются объявления заказчиков контента для сайта. Вопиющий демпинг цен кажется там естественным делом, и заказчики с удовольствием считают, что демпинг или «халява, плиз» – это хорошо и правильно.

Я понимаю, что такая ситуация может быть вызвана тем, что нынче интернет-коммуникации доступны повсеместно, и каждый дееспособный человек в возрасте от 14 до 80 может зарегистрироваться на этом ресурсе в качестве копирайтера, соглашаясь выполнять заказы за три рубля или за шоколадку.

Таких людей не смущает, что заказы эти, мягко говоря, не персонифицированы, а несут налет банального сетевого бескультурья. Что я имею в виду? Например, зарегистрированному на ресурсе копирайтеру на e-mail приходит следующее сообщение: «Нужен контент для сайта. Тема: выключатели. Нужно написать оригинальные тексты на 10 страниц сайта. Все тексты проверяются на уникальность, нужен чистый копирайт. Цена: 2 бакса за тыщу знаков». Иногда к этому посланию добавляется нечто вроде: «Работы много, надо будет писать еще про розетки, вилки и делать их описания». Эдакая «человечинка». Которая по сути означает: работать предлагаем нудно и бесплатно, зато много. И ни здрасьте, ни до свиданья. Удочка заброшена, и на нее найдется улов, будьте уверены. Иначе чем объяснить столь несусветное положение дел, при котором заказчики перестали испытывать минимум уважения к тем, кому они предлагают выполнить для них интеллектуальную работу? Не накопать картошки, не прочистить засор, не просидеть тупо часами «на телефоне» – все это тоже чего-то стоит – а впрямую способствовать продвижению их сайта, а значит, прибыли!

Спросите у любого соотечественника: какую работу он согласен выполнять за 60 рублей в час? (А ведь написание тысячи знаков оригинального и дельного текста, тем более на незнакомую тему, занимает примерно столько времени). И соотечественник вам резонно ответит, что за эти деньги он согласен лишь покурить. Задайте также вопрос самим себе: хотели бы вы, будучи классным специалистом, получать такие заказы? Для того ли вы получали образование, нарабатывали профессиональный опыт, помогали людям в их бизнесе, чтобы вас так оценивали? А меж тем на сайте есть и другие показательные перлы, например: «Тем, чей ценник превышает 5 долларов, просьба не беспокоиться». Вот вы, лично вы, имеете ценник? И куда он у вас прикреплен? И что на нем написано? И приятно ли вам отношение к себе как к дешевому товару?..

Чтобы довершить эмоциональную часть, проведу простую аналогию. Людям всегда нужно строить дома, делать их пригодными для жилья, производить ремонт. Спрос, предложение, а значит, и конкуренция в этой сфере высоки. И от вас зависит, нанять для реализации ваших идей Равшана и Джамшуда из скетч-шоу «Наша Russia», или пригласить профессионалов. «Равшаны и Джамшуды» от копирайтинга, наверно, вполне приятные люди, и обижать их не входит в мою задачу. Но я по роду деятельности часто сталкиваюсь с результатами их самовыражения. Вы тоже столкнетесь, если решите сэкономить. Чем же отличаются эти тексты?

— Элементарная безграмотность. Не самый частый грех, но я выношу его в начало, поскольку это бросается в глаза мгновенно. Часто приходится перерабатывать тексты, одобренные руководителем фирмы-заказчика и порой уже размещенные на сайте, автоматически начав с работы корректора. Безграмотный текст, или просто текст с ошибками (то есть, невычитанный) психологически сразу же формирует к сайту снисходительный настрой. Уровень владельцев ресурса становится очевидным, а если они к тому же предлагают дорогие услуги и товары, то у искушенного пользователя это несоответствие вызывает либо улыбку, либо раздражение.

— Заход издалека. Возьмем пример с выключателями. Допустим, страница посвящена продаже выключателей. Заходим на нее и видим: «С древних времен человек мечтал, чтобы в месте, где он живет, всегда был уют, свет и тепло… Шли столетия, вечерело, и вот однажды эта краеугольная проблема человечества была решена! Сначала было изобретено электричество… Потом лампочка… Потом электрификация пронзила всех нас… И вот наконец мы можем пользоваться удобными и стильными выключателями! Купить выключатели сегодня просто как никогда…» Замените выключатели любым другим товаром. И вы получите ту же шаблонную картину.

— Переизбыток ключевых слов. Он возникает, когда автор «забивает» на соображения здравого смысла и лепит все «ключевики», которые ему дали, чтобы они номинально присутствовали в каждом абзаце. Например: «Если вы хотите купить выключатели, или выключатели москва, или стильные выключатели, или купить выключатели недорого, то мы предлагаем наши замечательные выключатели купить со склада в Москве! Наши выключатели цены на которые вас порадуют – это выключатели купить которые одно удовольствие!» Ну и так далее. Этого, конечно, никто не читает. Но не думайте, что таким кромешным контентом вы добавите своему сайту вес. Скорее наоборот: он просто может быть расценен как спам-дексинг, поскольку написан явно не для людей, а для поисковых машин.

— Общая бездарность. Когда вы открываете страницу журнала, вы просматриваете текст. И вас он либо «цепляет» и вы продолжаете читать, либо вы равнодушно скользите по нему взглядом. То же касается сайта: если вы на него зашли не для того чтобы что-то сразу купить, заказать или скачать, а просто чтобы ознакомиться, то вы посмотрите, что там за тексты. И если читаете, что «волосы словно подсвечены световыми иллюминациями», или «это украшение, которое призвано украшать красоту женской руки», то уйдете с этого сайта в ту же секунду. Потому что бездарность токсична. А те, кто нанимают подобных авторов, способствуют тому, что она распространяется как эпидемия.

И наконец, главное свойство дешевых текстов: дешевка всегда останется дешевкой. Меж тем как реальному бизнесу мы учимся, только проявляя уважение ко всем участникам процесса, порядочность, понимание всей картины целиком и дальновидность, которая обеспечит конкурентные преимущества. Кажется, это и называется мудростью. Нам всем хочется иметь дело только с профессионалами, и порой для этого вывода нужно поучиться на своих ошибках. Но профессионал не работает за еду. А если работает, то это философский вопрос, который я не буду здесь поднимать. Профи работает по рыночной ставке. Вы оплачиваете его время, эквивалентом которого становится нечто вполне реальное. В данном случае мы говорим о текстах.

Так что вы вправе требовать за свои деньги?

Быстрое взаимопонимание. Общий язык в диалоге находится мгновенно, если вы умеете поставить четкую задачу.

Профессиональный взгляд на предмет. Профи всегда подскажет, на чем нужно сделать акцент и что учесть, например, при создании контента. Он также проявит инициативу, предложив то, что вам не приходило в голову, а потом окажется, что именно это и способствовало продвижению вашего сайта.

Оригинальные, читабельные, яркие тексты с учетом принципов SEO оптимизации. Профи не пишет «от балды», он автоматически подключает свои знания и ресурсы, чтобы даже по самым высокочастотным запросам создать текст, которого нет ни у кого.

Соблюдение сроков. Если профи берется за ваш заказ, то будьте уверены. График создается одновременно с получением аванса. И если через полторы недели исполнитель не сделал того, что требуется – он не профи.

Ну и, конечно, результат. Судить о нем вы сможете, правда, только постфактум, но зато с удовлетворением отметите, что инвестиции в копирайтинг того стоили…

Так что мы должны ответить на вопрос: «цены на услуги копирайтера»? Не знаю. Я исхожу из рыночной цены. А она не должна быть унизительной для профессионала. Посвятив профессии копирайтера годы, я знаю, сколько мне, как говорится, «нужно для счастья», а точнее сказать, для планомерного сотрудничества. Исходя из этого и работаю. Но зная при этом, что даже если все авторы мира сговорятся и начнут писать ерунду за 60 рублей в час, я этого делать не буду. А они и не сговорятся. Потому что «автор» и «дешевка» не должны сочетаться в подлунном мире. Вот, сказала.

Валентина Мовилло

Если вы готовы заказать услуги копирайтера,

свяжитесь со мной сейчас!

Хотите заказать статью для начала? Подробней о том, что я могу для вас сделать, вы прочтете здесь.

ЗАКАЗАТЬ

Также в этой рубрике:

Признаки эффективного контента сайта

Признаки эффективного контента сайта

Как это говорят: «В особой рекламе не нуждается»? Это точно можно сказать про контент, и в нашем случае именно текстовый контент. Привлечь посетителя на сайт можно по-разному, но вот сделать так, чтобы он остался на сайте, а тем более позвонил (написал) – задачка, не...

читать далее
Создание текстов для сайта. Что необходимо помнить заказчику

Создание текстов для сайта. Что необходимо помнить заказчику

Итак, сегодня, если вы решили вплотную заняться разработкой или модернизацией сайта для своего бизнеса, вас уже не надо убеждать в необходимости создания качественного контента для него. Ранее в статье «Типичные ошибки заказчиков с точки зрения копирайтера» я...

читать далее
Заказ контента сайта – типичные ошибки

Заказ контента сайта – типичные ошибки

«У нас уже есть сайт, но он нам не нравится», «В сайт вложили много, а он денег не приносит», «Хороший сайт, конечно, нужен, но мы в этом ничего не понимаем»… Подобные суждения мне как копирайтеру приходится слышать от заказчиков то и дело. И несмотря на то, что...

читать далее