Выбрать страницу

«У нас уже есть сайт, но он нам не нравится», «В сайт вложили много, а он денег не приносит», «Хороший сайт, конечно, нужен, но мы в этом ничего не понимаем»… Подобные суждения мне как копирайтеру приходится слышать от заказчиков то и дело. И несмотря на то, что созданию сайтов посвящено множество книг, ресурсов и статей, нам – исполнителям – все равно приходится сталкиваться с изначально ошибочными установками заказчиков.

В конечном итоге, после долгой нервотрепки, в которую при этих установках превращается работа, либо результат оказывается неудовлетворительным, либо просто прекращается сотрудничество. О том, как этого избежать, я и расскажу со своей точки зрения.

ОШИБКА ПЕРВАЯ. «Ну-ка я сэкономлю!»

Само по себе желание сэкономить вполне резонно, тем более что Интернет-ресурсы пестрят объявлениями о том, что сайт можно сделать самим или купить за три рубля. И если вы и ваши сотрудники чувствуете в себе силы справиться самостоятельно, то вам никто не запретит. Однако что это может за собой повлечь?

— Создается сайт, выполненный по чужому шаблону, без всякий попыток уникализации. Наполняется банальным, или копированным, или просто безграмотным контентом. Никого он потом не интересует, никто им не занимается, и он не приносит ни удовлетворения, ни денег.

— Через какое-то время у потенциального заказчика возникает желание пригласить профессионала, чтобы он по крайней мере наполнил сайт хорошим и грамотным контентом.

И вот тут, если заказчик одержим идеей экономии, он выбирает один или несколько путей:

1. Мониторит интернет в поисках фрилансеров. Находит ресурс, где предлагается «качественный контент почти даром». Связывается либо с биржей фриланса, либо с отдельным лицом (лицами), готовым(и) оказать такую услугу.

2. Задание он формулирует примерно так: нужен текст на главную страницу, и еще в два раздела. Остальное как-нибудь потом, а то у нас сейчас трудности (финансовые, организационные – как говорится, подставьте свою трудность). Сам же полагает, что трех страниц сайта ему вполне хватит для счастья. А остальной контент он где-нибудь накопирует.

3. Либо формулирует задание так: у нас большие планы, и мы хотим посмотреть, как вы работаете. А потом уж, по выполнении тестового задания (бесплатно, в рамках конкурса, за 3 рубля), подумаем о сотрудничестве. При том что никакого сотрудничества у него в планах не было.

4. Совсем уж жесткий путь: заведомая нечестность, когда заказчик, под видом того, что выбирает исполнителя или «подрядчика» на свой «проект», дает объявление на бирже и просто пользуется наивностью либо бескорыстием фрилансеров, которые только начинают создавать свое портфолио и цепляются за любой заказ. Денег при этом он и не собирается платить, либо собирается сэкономить в разы за счет собственной хитрости.

Я не буду здесь рассуждать о нормах гражданской ответственности сторон за то, как они ведут дела. Все опасаются «кидалова», но каждый считает себя хитрей другого. В данном случае важно то, что при таком подходе вы не приблизитесь к цели серьезного и цивилизованного предпринимателя. А она в том, чтобы получить качественный результат. Достижим ли он при таком подходе? Нет. А следовательно, нужно помнить поговорку, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

ОШИБКА ВТОРАЯ. «Нужно хорошо и красиво, а как именно – я не знаю».

Безусловно, вы как заказчик не обязаны знать все тонкости создания сайтов. К тому же у каждого свой вкус и «представление о прекрасном». Кстати, распространенная ошибка заказчиков – во мнении, что на сайте должно быть «богато». Это значит: заставка с flash-анимацией, музычка, огромная «шапка», тоже вся анимированная, в цветах и купидонах, и т.д. Веб-дизайнер получает гонорар, и если все это умеет делать, то не будет с вами особенно спорить. Хотите – пожалуйста. Но надо понимать, что все эти атрибуты абсолютно неоправданны с точки зрения оптимизации сайта.

Я знаю об этом потому, что порой выполняю полный цикл работ по созданию сайта на основе CMS (система управления, или «движок»). Но здесь хочу сказать про другое. Корни проблемы кроются в отсутствии четкого представления заказчика о том, для чего делается сайт, каким целям он будет служить, как будет развиваться и этих целей достигать.

Из этого следует типичная последовательность действий: пригласить исполнителя, нагрузить его своим «потоком сознания», дав при этом минимум информации. Договор сформулировать в самой общей форме: мол, заказываем работы по сайту, а остальное на словах. Когда исполнитель начинает присылать свой вариант структуры и первые тексты, не анализировать все это, а вяло одобрять. Тянуть, не отвечать на письма и запросы информации. А постфактум выражать недовольство, причем в неконкретной форме. Каждый, кому говорили: «Надо переделать, а как – не знаю», понимает, что при этом испытывает.

В результате у копирайтера сначала пропадает пыл (поверьте, ему есть чем заняться с гораздо большей пользой). Затем начинается нервотрепка, затем конфликт – дальнейшее туманно.

Мы все любим, когда дело сделано хорошо и красиво. Но мы обязаны в самом начале сотрудничества договориться как о том, что под этим понимаем, так и о том, как будем этого достигать. Существует бриф заказа, существует техническое задание, наконец, общий язык – мы либо находим его, либо нет. И если вы дадите себе труд представить, что конкретно должно быть на вашем сайте, в каких объемах и в какие сроки выполнено, то профессионал общий язык с вами найдет. И использует все свои навыки для того, чтобы вы остались довольны.

ОШИБКА ТРЕТЬЯ. «Испорченный телефон».

Часто бывает так, что работы по созданию сайта компании поручаются разным, незнакомым ранее людям: сотрудникам компании, для которых это всего лишь дополнительная обязанность, дизайнерам из одной фирмы, копирайтерам из другой, и оптимизаторам из третьей. Это вполне может быть, но при условии, если ответственное лицо сумеет скоординировать работу этих людей. Что же порой происходит на практике?

Работы ведутся спонтанно и одновременно. При этом дизайнер получает одни туманные указания, копирайтер – другие, сотрудники, которым это вообще сто лет не надо, тянут с выполнением своих обязанностей (например, предоставлением информации). При таких условиях продуктивное деловое взаимодействие становится невозможным: один спросил, другой не ответил, третий влез не в свое дело, четвертый сослался на мнение начальства, а начальство говорит каждому свое… Начинается дурдом. И приглашенные исполнители ничего не могут сделать, поскольку у них нет рычагов воздействия на штатных сотрудников, да и на их начальство. Для подобных «проектов» и полтора года разработки – не предел, с последующим вялым угасанием. При том что немалые деньги были выплачены.

Такую ситуацию необходимо предвидеть и постараться исключить на самом раннем этапе. Для этого человек, обладающий правом принимать окончательные решения, должен назначить менеджера проекта, который будет курировать все вопросы и координировать все процессы. И не просто назначить, а дать верную мотивацию и обозначить дедлайн, иначе менеджер тоже начнет расслабляться.

Если сайт разрабатывается с нуля, то правильно будет сначала создать контент для него: продумать структуру, количество разделов, категорий и т.д. И только когда основная масса текстов будет закончена, начинать работы по дизайну, верстке и всему остальному.

На время разработки как менеджер, так и принимающее решения лицо должны быть доступны для связи со всеми исполнителями, без третьих лиц и «серых кардиналов». Чем больше к проекту подключается лишних людей, тем сильней вероятность, что обсуждение, выполнение бесконечных пожеланий, комментариев и прочего затянет проект на неопределенный срок. Все это должно решаться именно на уровне менеджмента.

А вот уже на этапе тестирования сайта имеет смысл привлечь к процессу максимальное число людей, чтобы устранить все возможные ошибки и огрехи. Но важно отметить: речь идет именно об ошибках, а не о мнениях постфактум: «Как-то мне не очень…» Чтобы такие мнения не деморализовали, необходимо личное утверждение заказчиком каждого этапа работы.

ОШИБКА ЧЕТВЕРТАЯ. «Свои люди – сочтемся».

Это другая крайность, в которую любят пускаться как частные заказчики, так и руководители предприятий. Многие из нас слишком буквально понимают максиму: бизнес – это прежде всего человеческое общение и контакт. С этим никто бы не спорил, если бы контакт не превращался в снисходительную фамильярность со стороны заказчика, а деловое общение — в пустое времяпровождение с массой ненужных энергетических затрат.

Как правило, эта проблема начинается уже на этапе переговоров. Она довольно предсказуема: нечеткое представление о желаемом результате, некомпетентность в деле создания сайтов на фоне самоуверенности, неправильная оценка и распределение бюджета проекта… При этом естественно, что частный заказчик не хочет подписывать договор, а руководитель предприятия не отказывается, но относится к этому формально.

В то время как суть договоренностей между заказчиком и исполнителем в том, чтобы утвердить информационную и навигационную структуру сайта, которая ляжет в основу техзадания, составить примерную смету, наметить реалистичные (а не оптимистичные) сроки на самом раннем этапе.

Помимо того что это гарантия ответственности сторон, это и серьезное подспорье для самого заказчика. Однако на практике мы по-прежнему наблюдаем ситуацию, когда в лучшем случае подписан договор о сотрудничестве, содержащий общие положения, а это самое сотрудничество вскоре напоминает исполнителю жизнь гостя в большой южной семье или в одесском дворике. И такая жизнь имеет массу негативных подробностей: не на это он, как говорится, подписывался. 

Никто не запретит каждому из нас строить свои бизнес-коммуникации так, как считает нужным. Проблема начинается тогда, когда представления сторон не совпадают, а они тем не менее сотрудничают. Чтобы обезопасить себя от целого ряда ненужных проблем, мы и договариваемся играть по правилам.

МЫСЛЬ В АСАНЕ:

Проблема начинается тогда, когда представления сторон не совпадают, а они тем не менее сотрудничают. Чтобы обезопасить себя от целого ряда ненужных проблем, мы и договариваемся играть по правилам.

Что нужно предусмотреть, заказывая контент для сайта

Конечно, в рамках данной статьи невозможно осветить все ошибки в полном объеме, дать их анализ и четкие советы по предотвращению. Но есть советы, которые необходимо повторять:

— Планируя создание или реконструкцию сайта, отнеситесь к этому как к проекту, который вы намерены воплотить качественно и в полном объеме. Определите цели и задачи, просмотрите ресурсы Сети на близкую тему, отметьте, что вам нравится, что нет, что вы хотели бы видеть на своем сайте.

— Установите примерную смету и распределите, сколько готовы потратить на разработку, сколько – на контент сайта, сколько – на оптимизацию, на рекламу и т.д.

— При выборе исполнителей исходите из своего бюджета. С примерными расценками легко ознакомиться, посетив ряд профильных профессиональных сайтов, а не биржи и не рекламные ссылки. Где-то предлагается полный пакет услуг, где-то – только дизайн, только контент, где-то выполняются авторские проекты (например, у меня).

При этом не забывайте, что человеческий фактор из виду упускать нельзя: вы с исполнителем должны легко находить общий язык. Если ему приятно с вами работать, он сделает больше и за меньшие деньги. И, естественно, наоборот.

— Уделите особое внимание созданию брифа (необходимые данные для работы копирайтера) и технического задания. Задача ТЗ – максимально подробно определить все аспекты работ по сайту. Именно им будут руководствоваться разработчики, поэтому очень важно создать единое видение проекта, чтобы потом без труда контролировать его воплощение.

— Определите этапы выполнения работ, установите, кто отвечает за каждый этап, и обеспечьте координацию всех этапов. В общем виде последовательность такова:

1. Ваша концепция (структура, общий стиль, желаемые сервисы и т.д.).

2. Договоренность с копирайтером, бриф задания для него, необходимые материалы и информация.

3. Получение текстов от копирайтера (основные тексты для всех разделов).

4. Договоренность с разработчиком, составление ТЗ.

5. Сдача-приемка дизайн-макета.

6. Сдача-приемка полного пакета текстов от копирайтера.

7. Наполнение сайта контентом.

8. Сборка сайта на базе CMS-системы и разработка дополнительного функционала.

9. Запуск пилотной версии сайта, тестирование, устранение ошибок.

10. Перенос сайта на хостинг, тестирование, открытие сайта.

11. Создание резервной копии сайта.

12. Регистрация сайта в поисковых системах и каталогах, другие мероприятия по продвижению.

Поверьте, что, если вы учтете ошибки и советы, здесь перечисленные, то серьезно оптимизируете свои затраты на сайт. А если не остановитесь на достигнутом и уделите внимание его регулярному обновлению, то вам не потребуется даже больших затрат на рекламу: он сам будет привлекать посетителей, окупится в кратчайший срок, а дальше вы будете получать только прибыль!

Если вы готовы заказать услуги копирайтера,

свяжитесь со мной сейчас!

Хотите заказать статью для начала? Подробней о том, что я могу для вас сделать, вы прочтете здесь.

ЗАКАЗАТЬ

Также в этой рубрике:

Если вы хотите заказать статьи для сайта

Если вы хотите заказать статьи для сайта

Сейчас, когда вы делаете в поисковой строке запрос «заказать статьи», вам первым делом предлагают ссылки на биржи, где зарегистрированы тысячи исполнителей. Однако мой опыт подсказывает, что человек, который хочет заказать статью, нуждается совсем не в том, что...

читать далее
Кому стоит заказать тексты для сайта

Кому стоит заказать тексты для сайта

Конкуренция в Web носит напряженный характер. Это касается и сферы копирайтинга. По запросу «заказать тексты для сайта» формируется огромный список релевантных страниц. А значит, пользователь имеет огромный выбор среди исполнителей. Их ранжирование условно, но оно...

читать далее
Услуги копирайтера: хотите стать заказчиком мечты?

Услуги копирайтера: хотите стать заказчиком мечты?

Любой профессионал, которому деньги платят непосредственно заказчики, в ходе практики понимает, с кем ему приятно иметь дело, а с кем наоборот. На интернет-ресурсах, посвященных копирайтингу, навалом статей о том, какими качествами должен обладать копирайтер и каким...

читать далее