Наткнувшись на этот фильм случайно, я смотрела его в несколько приемов. Во-первых, потому что умирала от зависти к автору сценария, а во-вторых, потому что очень не хотела, чтобы фильм заканчивался.
Дело в том, что я принадлежу к тому поколению, которое еще помнит телевизионное кино как жанр. Это когда, знаете, небольшой бюджет, актеры предварительно репетируют и потом помнят зерно роли, играют так, что ими любуешься. Это когда драматургия акварельна, то есть прослеживается не через конфликт хорошего с плохим, а через коллизию, рождаемую характерами… Это когда умные и неоднозначные персонажи проходят через свои умные и неоднозначные проблемы… Когда этого больше нет в отечественной телепродукции (а кино для большого экрана во всем мире превращается в аттракцион), такой фильм как «Роль ее жизни» уже воспринимается как событие.
В аннотации к фильму написано: «Клер работает помощником директора журнала мод. Однажды она знакомится со всемирно известной кинозвездой Элизабет Беккер. Клер и Элизабет очень разные: у них разный подход к жизни, разный стиль, разное мировоззрение».
Зная, как французы поддерживают свое кино, я тем не менее включила этот фильм без особого желания. Ну а потом начала его экономить, а потом собралась с духом, досмотрела и что скажу?
То, что мне казалось восхитительно обещающим с точки зрения драматургии, разбивается о скалы. Первая скала – это, конечно, выбор актрисы на кинозвезду. Ну какая она кинозвезда, посмотрите на нее! Тут явная ошибка кастинга, потому что актриса на роль Клер подобрана идеально. История могла бы развиваться в разных направлениях и даже жанрах, но в итоге не вышла за уровень либеральной зарисовки. А вторая скала, и именно та, о которую разбиваются все корабли – то, что у этой непритязательной истории не один, а четыре сценариста! Четверо их было для того, чтобы развить хорошую и многообещающую идею! Вон, даже постер намекает на то, как это могло бы быть захватывающе, поэтому сначала я и умерла от зависти…
И если бы я преподавала драматургию в каком-нибудь творческом коллективе, непременно посвятила бы данной идее время. Показала бы начало фильма, а потом дала бы задание продолжить – как душеньке каждого угодно. В группе непременно было бы несколько заявок на триллер, несколько – на психологическую драму, но вряд ли бы успехом пользовалось то продолжение, которое у этой истории есть по факту.
Вижу я в этом намек на какие-то общие проблемы так называемого креативного класса. Как выразился Герцен, «слово тут не берет», то есть сформулировать я их сейчас не могу. Но пост публикую, чтобы потом была возможность вернуться к нему, если вдруг однажды меня осенит…