«Вся кремлевская рать. Краткая история современной России», книга Михаила Зыгаря
Один из самых отрадных поводов сделать запись в блоге таков: человек оказался лучше, чем ты о нем думал. Хотя приходится иметь в виду не человеческие, а профессиональные качества, радость все равно большая. И в данном случае я имею в виду Михаила Зыгаря, который до недавнего времени был мне известен в основном как главный редактор телеканала «Дождь».
Претензии к этому телеканалу у меня были в основном эстетические. То есть, независимость – это хорошо, а вот самовлюбленность, косноязычие и противные рожи – это плохо. Моим претензиям Зыгарь противопоставил мощный аргумент – собственный профессионализм. Он написал книгу о политике, свободную от двух главных недостатков современной журналистской братии: графоманской замусоренности и ангажированности. Книга читается как детектив: не оторваться. Читатель, который, как и я, долгое время был далек от политики, найдет в ней массу информации (то есть того, о чем раньше не знал или просто не задумывался).
Единственная трудность состоит в том, что автор ничего не выдумывает и «других героев у него для нас нет», а потому, как и при чтении позднего Пелевина, в какой-то момент может начаться головокружение и тошнота. Но судя по всему, Зыгарь именно это ощущение и хотел вызвать. Ведь он описывает среду, в которой доверять нельзя решительно никому, и уж тем более трудно себя с кем-то из персонажей идентифицировать. Потому что интриги и дрязги этих персонажей не имеют никакого отношения к тому, как и чем хотят жить нормальные люди. Или нет, и нормальных людей у нас осталось порядка 10%? Может быть.
На обложке книги выстроен графичный ряд матрешек, но по сути там уместней разместить тараканник в замкнутом пространстве. Впрочем, это как раз было бы тенденциозно, а значит, неправильно. Кем бы ни был читатель, он должен думать своей головой и делать собственные выводы. А если у кого-то из журналистов получится сделать свою работу лучше, чем у Зыгаря – мы тоже с удовольствием почитаем и скажем спасибо! Ну и для затравочки цитата:
«Появилась только одна тема, отношение к которой Путин кардинально пересмотрел.
«Людей поистине независимых, которые не боятся испортить отношения с начальством, не боятся потерять свое место, пишут то, что думают, – таких людей на самом деле мало. Но их мало не только в журналистской среде, их мало вообще: они такие пассионарные люди, они в любой среде немножко диссиденты. Но тем не менее именно такие люди, бескорыстные, честные, и вызывают уважение, где бы они ни работали, – журналисты они или политики, кто угодно», – говорил Путин в 2007 году в интервью Time. В Крымской речи никакие диссиденты уже не упоминались, зато появились «национал-предатели» и «пятая колонна», которая, кстати, всегда была излюбленной метафорой Чавеса. Только так он называл оппозицию и либеральных журналистов, отказывая им в искренности и бескорыстии.
Однажды разочаровавшись, Путин с годами лишь углубился в свое разочарование. Однажды решив, что западные партнеры его предали, он уже не прощал их и всегда продолжал лишь укрепляться в этой мысли. Так и с диссидентами – однажды назвав их «предателями», Путин продемонстрировал, что никогда уже к ним не прислушается.
Зал был в восторге. Слушатели разражались овациями после каждого абзаца в речи Путина – как будто невидимая рука дирижировала ими. Всего оваций было 27. Причем две первые и две последние были стоячими – почти весь Георгиевский зал Кремля вставал со стульев и начинал скандировать «Россия! Россия!» и «Путин! Путин!».