БУДНИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Предостережение копирайтерам: проблемные клиенты!

В свое время благодаря рекомендации известного интернет-деятеля Антона Носика я узнала о существовании персонажа Проститутка Кэт. ЖЖ я читать не стала ни тогда, ни потом, а вот книгу «Записки Prostitutki Ket» прочла с удовольствием. Дело ведь не в том, какой человек скрывается за псевдонимом, и вообще, живой это человек или «проект» – главное, чтобы читателю нравились тексты. А проституция как вид индивидуальной предпринимательской деятельности – неистощимый источник поводов и тем для рассказов. Я вспомнила об этом потому, что в профессиях двух видов индивидуалов – проститутки и копирайтера – много общего. Например:
– нестабильный заработок;
– необходимость каждый раз, как в первый, доказывать, что ты стоишь своих денег;
– необходимость иметь дело с самыми разными клиентами, а иногда иметь это дело весьма неприятно;
– и наконец, постоянная вероятность, что тебе попадется неадекватный клиент.

self-controlЕдинственная разница в том, что проститутка вступает в физический контакт, а значит, на кону всегда ее физическая безопасность и здоровье. Копирайтер со своими заказчиками встречается редко, но зато вступает в ментальный контакт. А психически неуравновешенный клиент, как нетрудно догадаться, выбить из колеи и навредить может разными способами.

Можно ли распознать неадеквата сходу? Во многих случаях можно, тем более что с опытом профессиональная «чуйка» становится все более мощной. Но есть два фактора, которые не позволяют отсекать потенциально проблемных сразу. Это:
– позитивное отношение к людям и готовность справиться с их особенностями;
– периодическая нужда в деньгах.
Также нужно иметь в виду, что по-настоящему проблемные клиенты хорошо умеют маскироваться. Поэтому все может начаться весьма оптимистично, но как только клиент заплатит деньги вперед, тут-то вы и попались…

Уважаемые коллеги-копирайтеры! Среди ваших потенциальных клиентов есть люди проблемные (непорядочные, глупые, злонамеренные), есть люди с социальными девиациями, психическими акцентуациями, есть преступники и есть буйные! Понятно, что деньги бывают остро нужны, но если вам дорого ваше ментальное и душевное здоровье, постарайтесь с такими не связываться.

Как распознать проблемного клиента?

Сразу оговорюсь, что внутренняя реакция: «Э, тут сразу до свиданья» у каждого срабатывает на разные факторы. Эти факторы могут быть следствием низкой культуры, невысокого интеллекта, некомпетентности… Неприятно, но кто знает, вдруг для вас это не проблема. Однако я бы посоветовала насторожиться в следующих случаях:

● Вам предлагают написать текст, основанный на непонятной мотивации. Например, беспокойство за мировую экологию, борьба с коррупцией, личностный рост других людей и т.д. Конечно, никто не запретит обо всем этом беспокоиться. Но поскольку заказчик, мягко говоря, не эксперт, а хочет «открыть людям глаза», то просто поверьте, что он проблемный.

● Вам предлагают написать обращение в высокую инстанцию. Ну там, Папе Римскому, президенту, министру. Пафос, естественно: «Доколе?!» А вот подоплека скорей всего мутная. Вы пробовали общаться с неуравновешенным человеком в маниакальной стадии? Не советую даже пытаться.

● Профессиональный статус заказчика сомнителен, но он хочет пропиариться и заказывает вам интервью с собой для публикации в солидном издании. С адекватностью там заведомая проблема, и вы замучаетесь.

● Вам предлагают писать статьи для сайта или блога заказчика, с учетом того, что он мало что смыслит. Например, хочет разоблачительные статьи о коррупции, или поучительные статьи о личностном росте, или вовсе статьи на тему эзотерики… При этом сайт или блог у него только в проекте. Если вы возьмете у такого заказчика деньги вперед, то обречете себя на мучения и конфликты.

● С вами сразу пытаются выйти за рамки деловой коммуникации. Например, переход «на ты», закидывание вас частыми сообщениями не по делу, ненужные ссылки «это я, это моя собака, это проект моих друзей, это вот еще фотки, это ролик», общение во внеурочное время… Не ведитесь, пресекайте это сразу! Иначе, если вами не получится манипулировать, вас же обвинят в непрофессионализме, и это еще мягко сказано.

● Вам предлагают писать тексты для проекта, который априори кажется вам сомнительным. Ну есть же у вас какая-никакая интуиция – вот к ней и прислушайтесь. Люди могут ошибаться и вводить в заблуждение других, а ваша интуиция вас не обманывает.

Уважаемые коллеги, самоконтроль – вещь важная и нужная. Однако если вы хватите лишку, проверяя свой самоконтроль на прочность, возникнут крайне неприятные побочные эффекты. Индивидуал всю жизнь практикует, чтобы это изучить и подтвердить. Но в отличие от зомби, у него всегда есть выбор…

Tags
Show More

Кто эта тётя

Меня зовут Валентина Мовилло, и это мой блог. Подробней обо мне вы прочтете здесь. Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях. А если хотите заказать мне текст, то вот мои контакты.

6 Comments

  1. Спасибо, Валентина: интересно, хлестко. В копирайтинге уже восемь лет, и в последнее время особенно часто стала давать потенциальным заказчикам “от ворот поворот”. Хотя на дворе кризис и, вроде бы, надо хватать всё, что пролетает мимо. Не могу, надоело разочаровываться. Проблемных клиентов вычисляю больше интуитивно. Очень много информации дает язык их письменных сообщений. Чем он беднее, топорнее, нахальнее, тем больше неприятностей может исходить от заказчика в будущем.

    1. Ну насчет “беднее” и языка письменных сообщений я бы поспорил: бывают же люди, которые банально не могут и 300 символов написать, ну вот не умеют они деловую переписку вести – что теперь, не работать с ними из-за этого? Такие, по сути, и являются нашими клиентами. Если человек сам красиво и помногу может писать, то зачем ему заказывать текст? Он его и сам благополучно напишет.

      1. Кирилл, держу пари, что если вам на почту придет письмо из одного предложения, например: “Хотели бы уточнить,занимаетесь ли Вы написанием мотивационных статей?” – и больше ни слова информации, вы заподозрите, что с этим клиентом что-то неладно. Потому что дальше скорей всего будет то, о чем вы же и пишете ниже. Интуиция – дочь практики…

  2. Очень хорошая статья. Я бы еще дополнил:
    – заказчик затягивает сам процесс заказа (задает кучу ненужных вопросов, все тщательно выспрашивает и так – на протяжении нескольких дней, минимум);
    – заказчик начинает торговаться;
    – заказчик просит показать примеры работ, когда они выложены на сайте (да-да, бывают и такие!).

    Еще такой совет-пожелание: не нужно бояться потерять заказчика, нервы и время намного важнее.

    Еще раз спасибо за статью, приятно знать, что все-таки нахожусь на правильном пути)

  3. А я вот как заказчик внятного копирайтера никак найти не могу, который бы без стилистических ошибок писал))). Доктор, что мной не так? Это лечится)))?

    1. Любовь, а почему бы вам ко мне не обратиться? “Попытка нэ пытка”, – как говорил один эффективный менеджер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close