Прокрастинируем помаленьку…
Чем занимается человек, когда у него есть масса нерешенных дел, вопросов и задач, а он вместо этого тупит в интернете, переключаясь с сайта на сайт или, того хуже, сидя в социальных сетях и болтая ни о чем с чуждыми людьми? Он, товарищи, прокрастинирует.
Существуют слова настолько неприятные, что есть о чем задуматься с точки зрения лингвистики. Одно из них – прокрастинация. И хотя его корни нужно искать в латыни, куда же без нее (crastinus значит завтрашний, а procrastino переводится как откладывать, отсрочивать, затягивать), все равно в нашем языке с его суффиксами получается нечто среднее между проклятьем, неврастенией и мастурбацией. Мы занимаемся этим, когда:
– Пытаемся чем-то заполнить временную пустоту, отвлекаясь на все, что способно отвлечь;
– Хотим тупить, пассивно воспринимая информацию, вместо того чтобы заняться тем, что давно намечено и требует от нас хоть какого-то вклада умственных и душевных сил;
– Используем любую возможность, чтобы только не приступить к выполнению своих задач и умственному процессу, который есть цепочка принятий решений. Не в силах уверенно решать задачи по мере их поступления, мы пытаемся заменить этот процесс суррогатами.
Время от времени состояние прокрастинации свойственно любому человеку. Прелестная (и очень точная) иллюстрация этому была когда-то сделана в старом выпуске «Ералаша» с рефреном: «- Серега, выходи! – Сейчас!» Нонеча таких гениальных выпусков уж нет… Если речь идет о такого рода расслабленной прокрастинации, то она скорее говорит о возвращении к детскому восприятию действительности, когда увлекает все, вообще и в частности, и только на тот момент, пока внимание не переключилось на что-то другое. Лично я всей душой завидую людям, которые умудряются в этом состоянии пребывать до старости. Черной завистью, потому что невозможно одновременно быть таким и зарабатывать на жизнь тяжелым трудом. А я отношусь к людям, которым хлеб нелегко достается…
Но есть и другая, взрослая разновидность. Так называемая «напряженная» прокрастинация, при которой человек злостно не может сосредоточиться на деле, даже когда горят сроки, а вместо этого занимается чем угодно. Пример из жизни моих знакомых женщин: пришла на работу, включила комп, сразу же зашла в «Одноклассники», чтобы уже с утра обозначить там свое присутствие «в сети», посмотрела свои подписки вконтакте, почитала чужие новости, зашла по ссылкам – глядишь, у нее уже не голова, а пчелиный улей, работа меж тем стоит. Когда ее в очередной раз спрашиваешь, почему она не ответила, не сделала, забыла, отвечает: ой, такая запара была! Верю, что была. Потому что эта запара началась у нее в голове.
Я, конечно, тоже не ангел и не чемпион по личной эффективности. Порой уже в середине дня сижу и туплю, не в силах выполнить намеченных обязательств.
Психологи утверждают, что прокрастинация – признак боязни ответственности человека за решения. Есть, на мой взгляд, поправка: иногда просто тошно подключать свой ум к задачам, которыми ему совершенно не хочется заниматься. В этом случае никакой боязни нет, а есть тяжелая неволя. Но когда человеку надо конкретно что-то начать из того, что он сам себе наметил, что для него действительно важно, то он испытывает такой дискомфорт, что у него начинается тахикардия, медвежья болезнь… Да и это не самое страшное по сравнению с глубинным комплексом «а вдруг я не смогу?»
Одно время я настолько напряженно размышляла на судьбоносные для меня темы, что результатом этих размышлений стало лишь нервное истощение. Мне страстно хотелось всего, о чем я размышляла, и желательно сразу, и чтобы на это у меня хватило сил. При этом палец о палец не ударяла, чтобы хоть как-то продвинуться дальше того, чтобы бесконечно гонять думки в голове. В результате я не могла без мучительного трепета и нервов даже сесть в вагон метро. Когда подходил поезд, я неврастенично следила за ним глазами и думала, какой же вагон судьбоносно мой: этот? Этот? Этот? А если поезд останавливался так, что я оказывалась ровнехонько между вагонами, то я натурально не могла принять решение, в какую сторону двинуться. Так рехнуться можно, дорогие товарищи.
Что же с этим делать? Видимо, внутри должен сидеть эдакий строгий психолог, который будет периодически задавать вопрос: «В чем твоя проблема, чувиха (чувак)?» Думаю что, честно ответив ему на вопрос, в чем твоя проблема в этот раз, в принципе легче избежать вопросов более глубинных и неприятных. Если важные и намеченные дела выполнить не удается, то надо жестко заставлять себя и выполнить менее важные, но другие. Я лично, поскольку минимум 10 часов в день провожу за компьютером, всегда имею чем заняться. Если ступор, то иду делать работу по дому. Как правило, осеняет, даже заставлять себя не приходится. А если речь идет о категории задач, которые откладываются на потом упорно и постоянно, то надо обязательно выяснить глубинную причину. Ведь одно дело – прокрастинировать, когда ты заманался, работая на кого-то и просто хочешь отдохнуть, другое – отдыхать и тупить, вместо того чтобы работать. Или даже до потери сознания работать на кого-то, вместо того чтобы работать на себя. Если вдуматься, то все, что не является работой на себя – это чистый слив времени и энергии. И уж как ты этот процесс ни назови, можно только догадываться, какую часть жизни он занимает…