Предостережения начинающим копирайтерам
Если вы способны много и хорошо писать на заданную тему, а также разбираетесь в деле продвижения сайтов, то вполне резонно организовать собственный заработок в интернете, например, предложить свои услуги на рынке копирайтинга. Начинающие предприниматели создают свои аккаунты на фрилансерских биржах, и в этом случае отношения заказчика и исполнителя регулируются правилами биржи.
Однако создать собственный сайт сейчас довольно просто. Предположим, что вы так и сделали, рассчитывая в скором времени на поступление конкретных заказов. Не на все предложения стоит соглашаться изначально. Вот три основных маркера, на которые нужно обратить внимание.
Отсутствие конкретики в заказе. Если желающий заказать услуги копирайтера не может после начала переписки внятно изложить суть задания и объяснить, чего он, собственно, от вас хочет, то высока вероятность того, что вы не сможете найти общий язык. Часто люди делают запросы типа: «Нужно делать студенческие работы» или «Нужно писать посты, посвященные личностному развитию», и т.д. В таких случаях вы можете просто бесплодно потратить время и энергию.
Совет: просите респондента максимально конкретизировать свой заказ сразу. Если этого не произошло, а респондент впустую отнимает ваше время, смело отказывайтесь.
Приглашение на встречу (собеседование). В некоторых случаях личная встреча с заказчиком оправдана, но только если достигнута предварительная договоренность и без встречи не обойтись. Например, вам хотят передать источники информации на бумаге или заплатить наличными. Часто же бывает так, что вам звонят и спрашивают, нужна ли вам работа. Если вы отвечаете утвердительно, вам предлагают приехать в офис и обсудить все детали сотрудничества. На месте же выясняется, что заказчики хотят «узнать, подходите ли вы им» и предлагают бесплатно написать «пробные варианты». Не ведитесь на это ни в коем случае! По каким-то своим причинам вас просто пытаются использовать, отняв при этом ваше драгоценное время.
Совет: при телефонном разговоре максимально подробно уточняйте суть работы. Если вам отвечают туманно, настаивая, что подробности при встрече, вежливо от этой встречи откажитесь.
Тендер на поиск исполнителя. Подобный вариант пустой траты времени вам могут предложить и без личной встречи. Суть в том, что некая фирма хочет заказать контент для сайта. Вам даже могут выслать бриф и техническое задание. Но как только вы заведете речь о предоплате, вам скажут, что объем работ большой и, прежде чем заказать контент у вас, они хотят убедиться, что вы справитесь. А значит, вам предлагается написать конкретный текст на конкретную тему бесплатно. Чаще всего за этим стоит банальная попытка мошенничества. Заказчики изначально не собирались нанимать вас, а планировали бесплатно набрать контент для своего сайта за счет доверчивых копирайтеров.
Совет: вежливо и твердо объясните, что любой труд должен быть оплачен. Никто из профессионалов не будет работать без предоплаты, и это основное условие сотрудничества.
Со своей стороны вы тоже должны гарантировать, что никто и никогда не уличит вас в мошенничестве и неумении выполнять свои обязательства. Тогда со временем у вас сформируется репутация – основа цивилизованного бизнеса.