Основы маркетингового аудита сайта
Любой процесс с чего-то начинается, в том числе и процесс понимания, что такое сайт, что делает его посещаемым и успешным, каким образом используются его возможности и т.д. Ко мне как к копирайтеру обращаются разные заказчики, в том числе и те, которые раньше находились в интернете только в качестве пользователей. Желая создать свой сайт, они зачастую начинают с “изобретения велосипеда”, т.е. ищут web-дизайнера, загружают его своим потоком сознания, платят большие деньги и получают результат… довольно странный. Когда им говоришь, что можно было взять популярный “движок”, найти подходящий шаблон, доработать его, уникализировать, и результат был бы в разы лучше и дешевле, они отвечают: нет, мы хотим так! Ну пожалуйста. Если бы это приводило к созданию действительно уникальных и офигенно полезных сайтов, я только за. Но вместо этого я часто наблюдаю, что подобные “детища” просто забрасываются и находятся в интернете без толку.
С одной стороны, создание сайтов – действительно серьезный и кропотливый процесс. С другой стороны, не надо его мифологизировать. Сайт как коммерческий продукт подчиняется тем же самым законам, по каким существует рынок. Следовательно, он должен быть конкурентоспособен в своей рыночной нише и постоянно в чем-то превосходить своих конкурентов. Поэтому разработку сайта всегда нужно начинать с формулирования ответов на ряд вопросов (я привожу их на странице “Бриф на разработку контента“).
Когда сайт сделан, запущен и первые его страницы проиндексированы, нужно добавить его в личную панель webmaster.yandex.ru. Затем научиться анализировать те данные, которые там представлены. В частности, структуру и контент сайта с точки зрения роботов поисковых машин. Все это достигается практикой. Если некого попросить объяснить, то можно найти информацию в интернете, ее навалом.
Раньше или потом, это уж кто как уверен в своем замысле, нужно опросить максимальное количество людей на предмет usabiliti сайта. То есть выяснить, насколько он удобен для пользователей. К этим мнениям необходимо прислушиваться, и если что-то неудобно или неудачно, то надо менять к чертовой матери. Кстати, стандартные “движки” обычно дают такую возможность, а вот частный разработчик – это всегда “человеческий фактор”, его легче убить, чем убедить переделать неудачную работу.
Если вы уверены, что сайт выглядит идеально и пользоваться им удобно, то проанализируйте его контент. Самое главное, чтобы он давал пользователю исчерпывающую информацию и был эффективным. Не устаю повторять: не экономьте на контенте! Он должен быть написан не для поисковых машин, а “как для себя” – это самый верный секрет успеха.
Затем уже, если вы настроены серьезно, то можно начинать различные меры, связанные с seo, то есть с оптимизацией сайта для поисковых систем и его продвижением. Сейчас есть много фирм, которые за один только маркетинговый аудит хотят получить 30 тыс.руб. В то время как необходимые меры можно принять самостоятельно и бесплатно, есть масса он-лайн сервисов. Главная цель маркетингового аудита: понять, почему сейчас сайт не так популярен, как хотелось бы, и что необходимо сделать, чтобы его посещаемость постоянно росла, индексы цитирования увеличивались, а прибыль от него прогрессировала. Занятие это недетское. Но оно больше требует головы на плечах, чем толстого кошелька. Если у вас есть и то и другое, вам можно позавидовать. Эх, мне бы денег побольше! Королевство маловато, разгуляться бы мне…