Выбрать страницу

НИКАС САФРОНОВ, художник

Интервью о психологии отношений

ОТ МЕНЯ:

У каждого знаменитого человека, особенно если он становился знаменитым долго и упорно, есть легенда. Есть она и у Никаса Сафронова: широкой аудитории известен образ удачливого авантюриста, мистификатора, плэйбоя – то есть, не только художника, но современного Казановы. Тем интересней, какая индивидуальность стоит за этим образом и как она проявляется в рассуждениях на темы, которые касаются отношений мужчины и женщины.

ИНТЕРВЬЮ:

— Что должна понимать женщина, прежде чем, пусть ненадолго, связать свою жизнь с художником?

— Художник художнику рознь. Людей, называющих себя художниками, тысячи. Только в Москве их более 270 тысяч… Влюбиться можно в любого человека. Но надо сознавать, что именно вами движет в тот момент, когда вам кажется, что вы влюбились в художника. Это может быть связано с вашим предчувствием,  или особой аурой этого человека,  или некой «химией», которая между вами возникает в какой-то момент. Но это может быть следствием и того, что вы неосознанно создали у себя в голове некий образ, и вы ищете в данном человеке соответствия ему. Когда вы видите просто художника, у вас возникает некий ассоциативный ряд, навязанный, возможно, извне. То есть существует  определенный сложившийся типаж, который иногда бывает обманчивым. Вы, тем не менее, можете влюбиться именно в этот образ. Но если вы имеете дело с истинным художником, стоит принять, что у него есть особый интеллект, свойство, которое называется «не от мира сего». А значит, вы должны смириться с тем, что он такой человек, со своими творческими мыслями, со своими «тараканами», если хотите.  Истинный, настоящий  художник в широком смысле этого слова – это человек, который находится всегда в поиске, а иногда пребывает и в некой прострации, и который все равно, что бы ни происходило, живет своей внутренней жизнью. Он как философ на Тибете; ему, конечно, не безразлично, что происходит вокруг него, но эта действительность отвлекает от главного, от творчества.

— Значит, надо понимать, что этот человек служит искусству, своему призванию. И он никогда не будет уделять тебе столько внимания, сколько тебе хотелось бы?

— Да, и дело тут не во внимании, а в том, чтобы уметь понимать и прощать. То, что позволено Юпитеру, не позволено быку. Ведь настоящий художник, поэт, писатель, композитор создает НЕЧТО, что останется в веках, в тысячелетиях. При прочих равных он — не такой как все. И только за то, что он оставит после себя, вы можете ему простить многое. Но драма в том, что часто этого не происходит. Например, художник вступает в отношения с женщиной, а она оказывается не той, которая ему нужна, и потом он всю жизнь или часть жизни мучается и не может ее оставить, по разным причинам.

— Верите ли вы в теорию, что люди не просто принадлежат к разным типажам, а являются прямо-таки разными биологическими существами? С какими-то вы узнаёте друг друга с первого взгляда, а с какими-то взаимопонимание невозможно, как ни пытайся? Вот те, кого мы «узнаём», как раз и существуют некими образами в нашем подсознании. Вам доводилось сначала влюбляться в образ, прежде чем в реальную женщину?

— Конечно. Но вы знаете, и сам человек, и личное отношение к кому-то может меняться несколько раз за жизнь. Например, тебе нравится образ актрисы. Кажется, что все, что она делает на экране или в театре, тебе невероятно близко, и ты уже сам начинаешь домысливать ее образ в голове, она тебя влечет, ты о ней грезишь… В реальной же жизни, вступив в отношения с этим человеком, ты можешь разочароваться. У меня были случаи, когда я с ума сходил по женщине, долго ухаживал за ней. Хотя мне это совсем  несвойственно, я человек скорее моментального настроения. У меня не хватает, особенно сейчас, ни времени, ни возможностей на длительные ухаживания. Но, все-таки, проявив  терпение и  настойчивость и добившись своего, я был расстроен, потому что ожидал от нее другого. Однако потом, продолжая общаться, я понимал, что это хоть и не такой человек, как я  его представлял вначале, но тем не менее достаточно тонкий и интересный в общении. То есть, пересмотрев свои прошлые мечты еще раз, ты как бы заново открываешь этого человека. Ты продолжаешь его уважать, но уже и за другие качества.

— Рано или поздно человеку кажется, что он встретил именно того самого,  единственного. Все в нем вроде бы прекрасно, тот самый тип, тот самый образ, все совпало. Но в какой-то момент отношения начинают умирать. Как это происходит?

— Мы часто  пытаемся придать отношениям  некую форму, которая свойственна нам и удобна для нас. Но проблемы  начинаются с мелочей: ну, скажем, зубную  щетку не туда кладет, книги не так ставит на полку. И все больше нарастает раздражение. Ты хочешь  своего привычного личного пространства, а тебе его не оставляют. Ты хочешь, как тебя учили в детстве родители, помолиться перед тем, как куда-то выйти, а тебе говорят: да ладно, пошли уже!  А если при этом у вас еще и характеры непримиримо разные…

Когда-то у меня была девушка итальянка, а позже была и жена итальянка. Жена была  красивая, фотомодель, с зелеными  болотными глазами,  и в постели была невыносимо притягательной.  Вначале я был влюблен в нее по уши. Но – характер  у нее был взбалмошный. Она из простой рабочей семьи, хотя и венецианской. В итоге меня стало все в ней раздражать: и то, что она нервная, и что орет на нашего ребенка, на меня. И это все так стало доставать,  что пришлось развестись. А вот та первая итальянка  была  из хорошей интеллигентной семьи. Правда, ревнивая страшно, ревновала к столбу, но характер и воспитание были на высоте. Ко мне ее семья относилась как к богу.  Все было просто прекрасно. Но что-то другое меня в ней все-таки не устраивало.

— А что другое? Ведь это самое интересное.

— В постели не устраивала.  А ведь это важный момент в жизни двух людей. У меня была первая жена, француженка, которая мне также в интимных отношениях не подошла. Хотя она была и топ-модель, из семьи мультимиллионеров. Но после 20 проведенных с ней дней я подал на развод, и был счастлив, что меня развели. А ведь когда меня друзья и знакомые видели с ней в 84-м году, то говорили: «Женись, лучше ты никогда не найдешь». Не зная  еще при этом, что она француженка, да еще и дочка богатых родителей. Ведь какую  блестящую карьеру можно было сделать!  И если бы я совпал с ее энергетикой, то уже 20 лет назад в одном ряду бы называли: Уорхол, Никас Сафронов, Дали, Пикассо…

— А вот с интимом не сложилось, и не надо ничего.

— Да, и это очень важно.

— А почему, ведь это же трагедия… Мне почему-то, наивной, казалось, что женщина – это такой податливый материал, из которого можно себе сделать партнершу.

—  Это глупости, физиологию не уговоришь. Хотя каждому в личных отношениях нужно свое, и это все очень условно, понимаете, но всегда ищешь что-то свое. Недавно я смотрел передачу, посвященную  замечательному актеру Ивану Лапикову. И его дочь  говорит: удивительно, что он был обыкновенный крестьянин, а мама ее была дворянка, но они всю совместную жизнь прожили в любви и согласии. Да, у них было разное социальное воспитание, а вот было что-то такое, что они оба ценили друг в друге. Это сложный, но очень важный момент.

— Что такое измена в вашем понимании?

— Она тоже разная бывает, но первое, что приходит на ум – это предательство.

— Между изменой и предательством есть разница?

— Есть. Например, твоя жена тебе изменяет, и ты, не зная об этом, спокойно можешь жить с ней. А предательство – это когда ты знаешь, что твой близкий человек нанес тебе удар «ножом в спину», причем врасплох. Однако это во время войны слова «предательство» и «измена» могут уравниваться. В современной жизни все сложней. Тем не менее, ты можешь жить прекрасно и безбедно с девушкой, но вдруг все пошло под откос (не дай Бог, конечно, никому это испытать), и неожиданно ты теряешь и эту девушку, и многих так называемых друзей.

— Вы уверены, что если завтра что-то случится, ваша девушка сразу вас бросит?

— Может и не сразу, но скорее всего бросит. Это зависит от того, насколько она мудра, как во время жизни с тобой она философски подготовилась к невзгодам, и готова ли она на самопожертвование ради тебя. Я хочу надеяться, что такого никогда не произойдет. Но нельзя от человека, который сейчас рядом с тобой, ожидать больше, чем он может. Ты  должен принять его таким, какой он есть. Ты можешь, конечно, планировать с ним свою жизнь, но не должен рассчитывать, что эти планы обязательно исполнятся. Если они сложатся иначе, нужно найти в себе силы и смириться с реалиями. Жизнь  зачастую бывает непредсказуема,  и иногда в отношениях все решают считанные минуты. Какое-то мгновение, порождающее конфликт, но оно уже безвозвратно, и дальше, если каждый стоит на своем, это все может развиться в трагедию. Иногда и одной фразы достаточно, чтобы отношения двух, казалось, близких людей были испорчены навсегда.

— В вашей жизни может такое быть?

— Конечно. Хотя, в силу моей природной духовности я прощаю людей за их ошибки. Мне могут не простить, но я прощаю.

— Можно я задам вопрос, который для многих наверняка является чрезвычайно болезненным? Все знают, что предательство – это один из самых тяжких грехов. Но при этом нет ни одного взрослого человека, которого бы ни разу не предавали. Мы понимаем, что надо прощать. Но если бы мы незамедлительно видели, что человек, совершивший предательство, получает воздаяние по своему греху и раскаивается в нем,  то наверно, мы были бы гораздо более добрыми, душевно здоровыми людьми. Есть ощущение, что больше страдает именно тот, кого предали. Это как контузия, как перелом позвоночника, удар ножа в спину: человек становится инвалидом. Как простить того, кто сделал тебя инвалидом?

— Я думаю, что человек, который не может простить другому его ошибку или даже предательство — это человек очень впечатлительный и, скорей всего, злопамятный. Он живет этим, это становится частью его внутреннего содержания. На самом деле можно простить, то есть быть выше, благородней,  мудрей, философски относиться к этому. У меня был период, когда я очень переживал из-за подлости определенных людей, и мысленно желал им зла.  Когда я однажды проверил свою ауру (это было в центре Михаила Виноградова), то она была частично нарушена, испещрена трещинами. А потом я понял, что нужно просто помолиться за тех, кто причинил зло. И когда я это сделал и отпустил  злость, аура восстановилась. И пошло свечение такое, как будто у меня над головой не один, а три-четыре ангела.

— Значит, прощать нужно из чувства самосохранения и внимания к тому призванию, с которым ты пришел в этот мир?

— Да, но с людьми, которые  продолжали  вредить, что-то происходило нехорошее все равно.  А если вместо прощения вы хотите мстить, то это приведет только к саморазрушению.

— Я не имею в виду месть. Христос сказал, что враги человека – ближние его. Если у тебя накопилась колоссальная обида на того, кого ты считал родным человеком, а он сознательно сделал тебе подлость…

— Вы знаете, как моя мама говорила в 70-х годах: «Вот вы вырастете, заработаете деньги, будете иметь собственный дом, может, даже, машину. А через 20-30 лет, если вдруг вы решитесь  разойтись, то найдите ту фуфайку, в которой вы пришли, и уйдите в ней».  И это очень важно, потому что ты  всегда имеешь шанс все заработать заново. Если же  человек  возился в жизни  как таракан, то он и будет цепляться за все мелочи, судиться за коммунальную комнату, отсуживать ее у жены, у которой  двое детей от него… С ним, может, и стоит  развестись потому, что он просто ничтожество. Впрочем, и у меня была история, когда я сам судился с женщиной, с моей женой. Я готов был отдать ей все деньги, на которые она претендовала. Но когда она несправедливо требовала их, меня это просто «задело за живое», и я тогда нанял адвоката и выиграл суд.

— И вот отсюда вытекает следующий вопрос. Кто-то клянется женщине в вечной любви, ведь когда мужчины говорят, они редко задумываются об ответственности за свои слова: им сейчас так хочется сказать, и всё тут.

— Нет, тут я не совсем  согласен. Мужчины тоже  разные бывают.

— Хорошо, тем не менее. Вот он клянется в вечной любви, а потом наступает момент, и он просто исчезает из ее жизни, и она не получает от него никакой помощи и даже весточки, как будто человека и не было. А другой, может быть, ни в чем не клянется и не считает себя рыцарем, но в результате этих отношений она получает от него и квартиру, и машину, и материальную поддержку. Вопрос животрепещущий: это целиком зависит от мужчины, или есть вина женщины в том, что она ничего не получает?

— Нет, это зависит от его и ее воспитания, от их жизненного опыта, от достатка. Это очень важные составляющие, и надо всегда отдавать себе отчет, с кем связываешь свою жизнь.  Ты не можешь рассчитывать на то, что этот мужчина, как бы он ни клялся, будет тебе верен и выполнит свои обещания. Могу обратиться ко всем женщинам: вы сами хотите обманываться или нет, вам это приятно или нет? Вы должны рассчитывать на себя в первую очередь, и быть готовы к разному.  Да, вот сейчас рядом есть мужчина, вы на него надеетесь, но все-таки будьте готовы, что когда-то все может измениться в вашей с ним жизни. Будьте внутренне независимы, милосердны, мудры.  Но  человек, обозначенный как мужчина, должен по сути  быть мужчиной. Тогда, что бы ни произошло в вашей жизни, вы оба будете дорожить  памятью прожитых лет.

Беседовала Валентина Мовилло

Если вам понравилась эта статья, закажите мне другую!

Вы можете как предложить мне тему, так и воспользоваться моим предложением. Подробней о том, что я могу для вас сделать, вы прочтете здесь.

ЗАКАЗАТЬ

Также в этой рубрике:

Интервью с Ольгой Бурмистровой

Интервью с Ольгой Бурмистровой

ОЛЬГА БУРМИСТРОВА, топ-стилист Интервью для рубрики «Прогулки» ОТ МЕНЯ: Когда вам доводится общаться с человеком известным и облеченным чемпионскими титулами, вам ведь не приходит в голову спросить его, как он этого достиг? Однако согласитесь, это самое интересное....

читать далее
Интервью с Александром Тодчуком

Интервью с Александром Тодчуком

АЛЕКСАНДР ТОДЧУК, топ-стилистИнтервью для рубрики “Прогулки” ОТ МЕНЯ: «Прежде чем договариваться о встрече с Тодчуком, надо хорошо подготовиться и представить ему список вопросов. Если вопросы его не устроят, то и встреча не состоится!» — Не правда ли, заволнуешься,...

читать далее
Интервью с Алексеем Рыбниковым

Интервью с Алексеем Рыбниковым

АЛЕКСЕЙ РЫБНИКОВ, композитор интервью накануне I Национального Фестиваля «Музыкальное сердце театра» ОТ МЕНЯ: Это был интересный период. Я тогда ушла из глянцевого журнала и искала себя. Поскольку я немало по работе беседовала с актрисами, одна из них, решив стать...

читать далее