Тебе, сценарист: про фильтры на входе в американскую киноиндустрию

Если человек в СССР хотел посвящать себя сценарному делу, то перед ним стояли две последовательные задачи:
1. Закончить ВУЗ (ВГИК, Высшие курсы или на худой конец ЛГИТМиК).
2. Зацепиться на киностудии.
Для того чтобы зацепиться на киностудии, нужно было тоже решать несколько задач, но что сейчас об этом говорить – те времена в прошлом.

Сейчас, если в нашей стране человек хочет посвятить себя сценарному делу, ему надо ответить себе на два вопроса:
1. Готов ли он к тому, что его биография не сложится вообще никак?
2. На что он надеется?

Как известно, ни факт окончания профильного ВУЗа, ни наличие блестящих сценариев, ни ценные качества вплоть до гениальности у нас сейчас ничего не значат. Чтобы что-то куда-то продать, достаточно стечения обстоятельств. Чтобы где-то зацепиться, нужно уметь заводить связи. А связи – понятие предельно коварное. Посмотришь на нашу индустрию и то, что она выпускает – и брезгливо отшатнешься. Посмотришь на то, что делается за морями-океанами – вроде тоже система сложная, а работает, выдает шикарный продукт.
Тех, кто тоже хочет поразмыслить на эту тему, я приглашаю прочесть пост, который в фейсбуке написала сценаристка Лилия Ким. Она сейчас живет и работает в Лос-Анджелесе, и вот что она в ходе общения поняла про фильтры на входе в индустрию. Читайте после фотки:

«Первая и главная причина: с момента основания главных студий в ЛА стали приезжать сумасшедшие со всего мира. Даже у меня уже есть история про Hollywood douchenut (это псих и мудак в одном), как я познакомилась со сценаристом и решила ему помочь — познакомить со своим менеджером. А на встрече, когда она стала задавать ему конкретные вопросы — для кого, что именно, как был credited — у него вдруг кукушку оторвало и он начал орать. Потому что на самом деле оказалось, что весь его опыт в индустрии — это пять страниц описания персонажей для компьютерной игры. И to face it в ходе разговора было очень болезненно. Ну я потом извиняюсь, а она только рукой машет: «забей, тут такое каждый день. Он тебя не обманывает, когда говорит о своем опыте. Он просто с ума сошел и верит в свои иллюзии».

Поэтому все фильтры первого порядка — назовем это так — все internship, writers felloships, WGA mixers — это отсев откровенно чокнутых людей. Которые, мягко говоря, сильно заблуждаются на свой счёт. Условие приема везде одно и то же — написать одну серию для уже существующего шоу как пример, что можешь подхватить чужой голос, и свой оригинальный пилот или полный метр, чтобы показать свой собственный аутентичный.
Это как прием в балетную школу — данные есть, чувство ритма есть, основы движения выполняет на отлично.

Фильтр второго порядка — это менеджеры. Менеджер — это человек, которого автор встречает до агента. Это первый garantor твоей вменяемости и способности делать эту работу. Менеджер проводит с тобой довольно много времени, обьясняет как и что устроено, слушает твои идеи, ничего не критикует — и внимательно за тобой наблюдает. Сколько прошло времени с момента появления идеи до ее воплощения, каким было это воплощение, каковы твои ожидания, как ты справляешься вообще, сколько у тебя нервных срывов было, как ты реагируешь на критику и фрустрацию…

Эту же функцию выполняют, назовем их менторы. Почетные пенсионеры индустрии. Которые работали в ней 30-40 лет и многие из нынешних рулевых — их ученики. Найти такого ментора — еще важнее чем менеджера. Потому что это главный человек сначала. Поначалу он будет с тобой просто разговаривать, иногда куда-то приглашать. Это будет длиться долго. Он будет так же слушать твои идеи, но в основном смотреть как ты справляешься со стрессом. Как ведешь себя в обществе. Какие у тебя манеры. Долго — это значит год, два) Не меньше, потому что на коротком отрезке времени, при больших ставках свою натуру может скрыть кто угодно. Но утаивать шило долго и в расслабленной обстановке люди не способны. А они хотят знать — не мудак ли ты, мил человек. Потому что тупой мудак — это просто мелкая неприятность, а умный мудак — это огромная проблема в будущем.

И когда он убедится, что ты не будешь его позорить, если он тебя приведет куда-то — только тогда он или она начнут звать тебя домой и в неформальной обстановке представлять своим знакомым. Это самое ценное поручительство, какое тут только может быть. Голливуд — это не место, это люди. 90 % которых знают друг друга с киношколы (USC) или вообще с детства. Но мало ли ты и правда хороший сценарист. Дать каждому шанс и второй шанс — священная корова американского сознания.

Потому что твой менеджер и ментор (это я так для удобства называю — у этого нет названия) — гарантируют твою общечеловеческую адекватность, что тебя можно звать в дом и без страха рекомендовать знакомым, и профессиональный потенциал — т.к. они долгое время наблюдали над чем и как ты работал. Будучи профессионалами с огромным стажем — могут оценить.
Это нужно, чтобы отсечь более хитрых психов, которые умеют произвести впечатление, но работу делать неспособны.

Фильтр третьего порядка — это офис или writers room. Это когда тебя уже наняли работать над чем-то. Никакой серьезной работы сразу не доверят. Потому что надо на safe playground проверить как ты будешь работать в команде и проявлять лояльность. Как ты будешь решать проблемы.
Этот фильтр нужен чтобы отсечь социопатов.

Фильтр четвертого порядка — это агентство. Агентства собирают пакеты для каналов и студий. Они в гробу видели твою тонкую артистическую душу и работают только в интересах заказчика, который платит им их комиссионные. Ты им интересен только если у тебя стабильно есть hot pitch. Сколько ты можешь выдерживать этот марафон. Как быстро ориентируешься в ситуации. Насколько ты можешь быть им полезен при сборке продаваемых пакетов.

Фильтр пятого порядка — это студия и канал. Его продюсеры и редакторы. Способен ли ты адекватно воспринимать их замечания. Понимаешь ли ты, что у тебя в фильмографии пять проектов, допустим. А у каждого из них — сотни. И ты со своей историей работал на бумаге — а они от бумаги до финального монтажа. Поэтому если они тебе что-то говорят, а ты начинаешь спорить — у всех людей по цепочке, которые за тебя ручались, начинаются проблемы.

Фильтр шестого порядка — это рекламщики. Даже если твой пилот снят или трейлер к твоему фильму, но никто не верит, что эта история достаточно интересна, чтобы запоходом продать всё, что поставлено в кадр — кина не будет.
Это нужно чтобы обезопасить студию или канал от убытков. Не верят, что она продает — значит она не продает. Если она не продает — значит она не продается.

Фильтр седьмого порядка — это дистрибуция. Это финальная проверка все ли было сделано правильно. Начиная с момента, что разрешение на дистрибуцию — это единственный источник силы гильдий. Были ли соблюдены все квоты, расценки и правила. Для автора это — а заморочились ли продюсеры, чтобы promout тебя в WGA? Дошел ли ты сам до офиса со своим контрактом? Работал ли с компанией, которая ассоциирована с гильдией?

И кроме этого — последний этап контроля над материалом. При том, что дистрибьюторам надо заполнять тысячи эфирных часов и километры экранов — то есть они вынуждены закупать контента столько, сколько держат рынка, они при этом должны быть уверены, что продукт соберет кассу. Потому что если они засрут свою поляну некачественным контентом — они ее потеряют.

Для чего это все нужно.
Пройти через все этапы может только человек с неоспоримым даром и призванием. Потому что только тот, кто правда любит то, что делает — не потеряет энтузиазма на каком-нибудь из кругов ада. Которому дан такой талант писать, что он стоит того, чтобы платить ему миллионы и носиться как с беременной женщиной. У него есть credibility — то есть он trustable.
Как в балете. В школу возьмут всех, кто верит, что балет призвание. Всем разобьют ноги и спину. Всех выжмут досуха. Сотня станет кордебалетом. Десяток — ведущими артистами. Одна — примой.
Потому что только путь через долину смерти выявляет кто званый, а кто — избранный».

Также в этой рубрике:

Идея рабочего места в апофеозе Я часто задумываюсь, каков был бы КПД моей умственной деятельности, если бы я ни на что не отвлекалась, не курила и была бы увлечена тем, чем занимаюсь. Похоже, нашелся в...
Предлагаю цикл: «Буратино подслушивает разговоры писателей»... Когда тебе предлагают диалог двух уважаемых писателей, у тебя либо есть мысль, чтобы прокомментировать, либо ее нет, и тогда ты не блогер, а тупой зритель. Этим и объясня...
Занимательная антропология Тем, кто любит с хорошим собеседником да под хороший спиртной напиток рассуждать об антропологии, онтогенезе, филогенезе и других увлекательных понятиях, наверняка понрав...
Google Art Project — новый сервис от гугла Не все люди, мягко скажем, любят ходить в музеи. Однако никто не отрицает, что это довольно полезно. А вдумчивое созерцание живописи - вообще бесценное занятие для творче...

Напишите комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)