НА ТИТРАХРЕЦЕНЗИИ

Ее звали Оэ. А вас?

the oa сериал рецензияЯ часто представляю себя на месте прогрессивного педагога, который пришел в творческую мастерскую и хочет научить молодежь профессии. В моем случае эта профессия связана с литературной основой для кино и сериалов. Дети, сказала бы я, владение профессией определяется тремя факторами: способностью, индивидуальностью и ремеслом. Любой перекос возможен, но только сочетаемость этих трех факторов делает из заготовки личность и художника. Поэтому я лично рассматривать буду вашу индивидуальность и плясать от нее. А значит, сразу предлагаю рассказать историю, которая для вас означает нечто заветное.

Рассказывать о заветном очень трудно. Гораздо трудней, чем может показаться. Но как зритель ты всегда чувствуешь, чем руководствовался автор. Если в сценарии есть то, над чем сам автор мучился и плакал, это передастся. В самых счастливых случаях готовое произведение обретет пласты и смыслы, которые автор даже в голове не держал. Но он может быть уверен: найдутся зрители, которые заплачут там же и над тем же, что он имел в виду.

Ярким примером, иллюстрирующим эти рассуждалки, в текущем сезоне стал сериал The OA производства компании Netflix. Прочитав аннотацию, я не поняла, стоит ли его смотреть, тем более что начало показалось мне нудноватым. «Девушка по имени Прерия Джонсон возвращается домой через семь лет после загадочного исчезновения. Что с ней произошло, никто не знает, а сама девушка не рассказывает, лишь утверждает, что все это время была поблизости. Ещё больше интриги добавляет чудесное прозрение девушки — до исчезновения она была слепой…»

Трейлер к сериалу внедряю внизу поста на всякий случай, но я его перед просмотром не видела и вам бы не посоветовала. В общем, к непонятному и не слишком приятному повествованию я подключилась, когда для того чтобы выйти из машины, героине надо было накинуть на голову одеялко – просто чтобы эмоционально стабилизироваться. Вот, дети, сказала бы я, – где эта загадочная американская девушка и где я, но ко мне применили прием, позволяющий сразу себя с ней идентифицировать. Это, kids, азбука ремесла. Потому что если зритель не находит, с кем тут идентифицироваться, вы его потеряли. А у вас мини-сериал – либо да, либо нет. Меня как зрителя по этой причине много сериалов потеряло…

Интрига начинается не оттого, что она была слепой и прозрела, а оттого, что нейтрализовала спущенную на нее собаку. То есть у нас тут явно что-то экстраординарное, нам уже интересно, мы уже вовлечены. А дальше, по-моему, степень вовлеченности зависит от того, какой версии придерживается зритель. И в этом причина того, что сериал вызвал прямо-таки полярные оценки. При этом, что характерно, аргументировать их без спойлинга не получится. То есть, для того чтобы четко сказать, понравилось тебе времяпровождение за просмотром или нет, надо посмотреть от начала до конца. А это, kids, ремесло сценариста в чистом виде.

И вот чтобы такая утомленная сова как я сидела в слезах на моментах, совершенно для слез неочевидных – для этого нужна индивидуальность и наличие заветного. Вообще, каждый раз, когда лицо женского пола удачно совмещает авторство и исполнение, я это внутренне праздную. В Америке умеют так обучать и ставить на таких личностей. У нас это сейчас делает лишь Рената Литвинова, но ее кино настолько авторское, что сейчас не об этом… А вот Брит Марлинг, между прочим, закончила университет по специальности «Экономика». И это не помешало ей стать соавтором сценария The OA и исполнительницей заглавной роли.

Тех, кто считает, что сериал предназначен для любителей Коэльо (то есть “дешевой эзотерики”), мне жаль. Эзотерика бывает дешевой, согласна. Предназначенной для плебса. Обслуживающей, дающей заработок. И если продюсер скажет: надо на тему эзотерики чо-нить, не свяжусь с ним. “Дешевая эзотерика” – в голове, как и любое другое понятие.

Да и то, что героиня этого сериала, как выяснилось – русская, мне лично ничего не добавило и не помешало. А вот то, что она на всю голову… иная и «заражает» этим других людей, я считаю историей крайне важной. Осмелюсь предположить, что сегодня месседж этого сериала недооценен. Хотя возможно, что я просто не в курсе, потому что жанр supernatural – это не то, что я постоянно смотрю. Но здесь жанр явно не один, что и прекрасно. Дело не в сверхъестественности, детки, дело в трансцендентности. Если человек на собственном опыте знает, о чем тут речь, он удивительные совпадения с этим опытом решится обсуждать только с себе подобным. Как-то эти люди друг друга узнают. Собственно, я надеюсь, что их: узнающих ли, наивных ли, непонятых, помнящих, страстных, готовых на безумства и главное – на созидательный альтруизм – будет больше.

И если уж мечтать, пусть их в каждом случае будет только небольшая группка. Это и сценарной мастерской касается. А так – для диалога необходимо и достаточно двоих…

Tags
Show More

Кто эта тётя

Меня зовут Валентина Мовилло, и это мой блог. Подробней обо мне вы прочтете здесь. Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях. А если хотите заказать мне текст, то вот мои контакты.

Также в этой рубрике

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close