ПОДУМАЛОСЬ

«Солнечный гений русской прозы». На память о Фазиле Искандере

1470072319_685299_38Слушая каждый выпуск программы «Один», которую ведет Дмитрий Быков, я всегда встречаю там несколько мыслей, которые помогают жить на свете. Пока оголтелые «хоругвеносцы» хвастаются своими доктринами, Быков ведет себя как настоящий благородный муж: просвещает, будит потребность думать своей головой, дает понять измученному мыслящему человеку, что он не одинок… Иногда в ходе этой деятельности бывают удивительные эффекты, навсегда остающиеся в подсознании.
Так, именно в ту ночь, когда Быков прочел давно ожидаемую слушателями лекцию об Искандере, Искандер ушел в мир иной. А у меня был еще несопоставимый по удивительности, но такой факт: на следующий день фейсбук напомнил мне о записи, которую я сделала ровно год назад. И это была запись со стихами Искандера!

Я, конечно, обязательно скоро буду его перечитывать и найду что-то ранее нечитанное. Я, конечно, считаю, что Искандер был достоин Нобелевской премии именно как русский писатель. Больше такой бесспорной фигуры у нас нет. Но вот прочла в «Новой газете» колонку Быкова в память об Искандере, и теперь мне не придется вручную перепечатывать из книги фрагмент, который хотела сохранить на память давно:

«Солнце уже довольно сильно припекало, и от папоротниковых зарослей поднимался тот особый запах разогретого папоротника, грустный дух сотворенья земли, дух неуверенности и легкого раскаяния.

В этот еще свежий зной, в этот тихий однообразный шелест папоротников словно так и видишь Творца, который, сотворив эту Землю с ее упрощенной растительностью и таким же упрощенным и потому, в конце концов, ошибочным, представлением о конечной судьбе ее будущих обитателей, так и видишь Творца, который пробирается по таким же папоротникам вон к тому зеленому холму, с которого он, надо полагать, надеется спланировать в мировое пространство.

Но есть что-то странное в походке Творца, да и к холму этому он почему-то не прямо срезает, а как-то по касательной двигается: то ли к холму, то ли мимо проходит.

А-а, доходит до нас, это он пытается обмануть назревающую за его спиной догадку о его бегстве, боится, что вот-вот за его спиной прорвется вопль оставленного мира, недоработанного замысла:

— Как?! И это все?!

— Да нет, я еще пока не ухожу, — как бы говорит на этот случай его походка, — я еще внесу немало усовершенствований…

И вот он идет, улыбаясь рассеянной улыбкой неудачника, и крылья его вяло волочатся за его спиной. Кстати, рассеянная улыбка неудачника призвана именно рассеять у окружающих впечатление о его неудачах».

Это «Да нет, я еще пока не ухожу» заставляет меня плакать как ребенка. Того самого, причастного тайнам «о том, что никто не придет назад».

Tags
Show More

Кто эта тётя

Меня зовут Валентина Мовилло, и это мой блог. Подробней обо мне вы прочтете здесь. Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях. А если хотите заказать мне текст, то вот мои контакты.

Также в этой рубрике

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close