Выводы, к которым я пришла за 10 лет работы копирайтером

17580-1Есть такая оптимистичная фраза: «Найдите себе дело по душе – и вам не придется работать ни одного дня!» Всю сознательную жизнь я занимаюсь тем, что облекаю мысли в слова. Чуть меньше десяти лет назад я создала свой сайт, и с тех пор написание текстов на заказ стало моим основным источником заработка. Для души и чтобы не забыть, под какими материалами автор ставит подпись, тоже писала много, но это вообще не про заработок.

Сейчас я понимаю, что между теми текстами, под которыми могу поставить подпись и теми текстами, которые составляют мою повседневность, такая разница, которую юристы называют «непримиримыми противоречиями». Профессиональная деформация – это естественно, если любишь свою работу, это даже прикольно. Ведь если ты копирайтер, ты создаешь тексты 24 часа в сутки. Но профессиональное выгорание — это грустно. По данному поводу ученые люди говорят: постановка вопроса «для чего, для какой цели?» неправильна, надо задаться вопросом «почему, по какой причине?» Собственно, у меня получились не выводы, а свод размышлений на эту тему.

● Ожидать от заказчиков уважения наивно. Установка «Я – барин, ты – холоп» в россиянах неистребима. Твой бэкграунд, твои заслуги, твой IQ и EQ — всё это создает у рядового заказчика когнитивный диссонанс. Как будто проститутка вспомнила, что у нее диплом антрополога…

● Например, в фейсбуке кто-то известный вывесит объявление: «20 февраля в 18.00 на Тверской в магазине «Москва» я буду представлять свою книгу. Желающие, приходите». Сразу набегут комментаторы: «А какого числа?» «А в котором часу?» «А где?» Так кто ты такая, чтобы возмущаться тупости людей, которые в упор не видят информацию на твоем сайте! И даже если информация дана в личном письме – все равно, это такой вот особенный ум…

● Соответственно, если человеку битый час что-то бесплатно объясняешь и советуешь, а толку ноль, ну не удивляйся ты! Вон люди к психоаналитикам годами ходят без толку, хотя и деньги за это платят, и наверняка конкретные слова слышат.

● Если заказчик чем-то раздражил или насторожил изначально, надо верить этому ощущению (здесь написано подробней). Не было случая, чтобы потом был приятный сюрприз. Исключение составляют только заказчики нестандартных услуг за хороший гонорар. Но в этом случае оправданием служит сумма, и пусть бросит камнем тот, кто себя бы не оправдал!

● Абсолютному большинству наплевать на твои таланты и высокие душевные качества. Они – твои юзеры. И чем выше ты себя ценишь как творческую единицу, тем меньше у тебя заказчиков. В прикладном смысле. Ты клиенту предлагаешь свои возможности, а он говорит: задом повернись и стой. И в следующий раз найдет кого другого.

● Правду люди воспринимают негативно. Даже если сами спросили твое мнение. Да, мне потребовалось 10 лет, чтобы это уяснить. Самый верный способ испортить отношения с человеком – без обиняков сказать ему правду.

● При этом, если ты хочешь сохранить самоуважение и творческие способности, нечестность и обман категорически исключены (очень тонкий момент, обычно о нем догадываешься сразу, но в ходе практики он будет сквозить. И тебе нужно каждый раз объяснять себе, почему нельзя то-то и то-то).

● Отстаивать свою точку зрения, равно как и высказывать претензии, нужно в максимально дипломатичной форме. Это один из ключевых навыков. Умников не любит никто. Доктора Хауса чтят только зрители сериала, в наших реалиях он бы долго не проработал. Вспоминай об этом всякий раз, когда хочется подать саркастическую реплику или уличить кого-то в некомпетентности. И главное: вовремя вспоминай-то!

● Писать нужно для дебилов. 90% аудитории твоего заказчика — дебилы, а тебе надо подстраиваться. Но если заказчик говорит: «Вы очень профессионально описали наше дерьмо, а теперь можно чуть романтичней, типа это как вешняя зорька озарила ваши глазки вместе с нашим дерьмом…», то дела тут не будет. такая, понимаешь ли, тонкость.

● Если ты изо дня в день занимаешься одной лишь рутиной за прокорм, твоя самооценка становится хронически больной. Сколько нужно времени, чтобы вылечить хроническую болезнь? Тебе потребуется не меньше, плюс титанические усилия, чтобы вернуться к состоянию адекватной творческой единицы. Лучше этого не допускать, хотя врагу я именно это бы и пожелала.

● Настоящий отдых не имеет ничего общего с вечером в отеле all inclusive. Отдых – это перезагрузка твоего головного мозга. Чем регулярней и качественней ты отдыхаешь таким образом, тем выше у тебя шансы оставаться здоровым и творческим человеком.

● Нет профессионализма без преодоления. Покажите мне человека, которому профессионализм дался бы легко! Тогда, как писала Ахматова, «узнала бы я зависть наконец…»

Также в этой рубрике:

Пост для моего коллеги Сейчас я расскажу, что такое пассивно-агрессивная личность. Возьмем пролетария умственного труда. Сидит он на каком-нибудь собрании, совещании или другой форме идиотского...
Глубокомысленное Красное вино полезно для здоровья, а здоровье нужно, чтобы пить водку. С ним что-то не то, потому что он так не вел бы себя, если бы с ним все было нормально. С...
Вам, соискатели работы в медиа! В связи с ситуацией, которая сложилась в пространстве родины, многим из нас пришлось вспомнить, что такое «расчехлить резюме». Это занятие особенно безрадостно для тех, к...
Пример современной лирики Все чаще и в разных источниках приходится находить рассуждения о том, что мы живем в эпоху фантастической деградации. В программе "Школа злословия" был забавный диалог. Д...

Напишите комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)