«Обращение в слух» Антона Понизовского

obraschenie_v_sluhЕсли подсчитывать книги, которые за последние годы вызвали у меня ощущение читательского счастья, то хватит пальцев одной руки. Возможно, это нормальное явление, а возможно, я недостаточно читаю современной литературы. Но сильная книга найдет своего читателя, вот и меня нашла книга тележурналиста Антона Понизовского «Обращение в слух».

Вообще, если кому сказать: «Прочитай роман о русских людях, который по большей части записан в технике verbatim (то есть состоит из реальных рассказов людей об их жизни) и перемежается диалогами в стиле Достоевского», то вряд ли этот кто-то испытает энтузиазм. Ну, пролистает, подумает: сплошная чернуха и заумь, тут своего дерьма в жизни хватает, чтоб еще про чужой кошмар узнавать и в депрессию погружаться. Я, признаться, тоже приготовилась к тому, что будет тяжело и придется себя заставлять. Современные российские писатели меня научили к этому готовиться. Но нет, книжка пошла как рюмка водки в обществе умного понимающего собеседника. Первая колом, вторая соколом, а дальше мелкими пташками и на двое суток.

Я сознательно не стала перед чтением узнавать никакой дополнительной информации о книге, кроме той, что присутствует в цитатах на задней стороне обложки. Поэтому о том, как она писалась, догадывалась сама. В какой-то момент стало интересно: почему, несмотря на все ужасы из жизни рассказчиков, не возникает у меня знакомого тягостного ощущения, мол, всё, не могу больше это читать? Было ли это специальным приемом, чтобы я не успела по ходу повествования идентифицировать себя ни с одним из героев и всплакнуть над его судьбой? Или так оно само получилось? Ведь я все-таки всплакнула в конечном итоге, никуда не делась, и автору тоже интересно было бы узнать, в какой момент это произошло…

Позже я утвердилась в правильности своих догадок: максимально передав особенности живой речи каждого рассказчика, автор все же уверенным скальпелем отсекал от нее все лишнее, чтобы не нарушать внутренний ритм своего романа. И тут суть, конечно, не в фабуле и жанре, а в композиции, именно музыкальной композиции. Кстати, когда автор вспоминает, что он писатель и начинает давать описания погоды и ремарки в третьем лице, он являет пока что наиболее слабую сторону своего дарования. Но это простительно, это даже хорошо, потому что иначе многим из нас стало бы мучительно завидно.

В юности у меня была подружка, которая хорошо танцевала. Однажды по телевизору мы увидели танцевальный номер в исполнении балерины, которой было уже сильно за 40, и подружка сказала: «Она меня уничтожила как танцовщицу». Я понимаю, о чем она. Любой человек, который хочет реализовать себя в каком-либо виде искусства, держит в подсознании подобные примеры. Например я, как человек пишущий, знаю авторов, которые меня «уничтожают», и тех, которые меня вдохновляют и делают счастливой. Вот я читала книжку Понизовского и сделалась счастливая. Такой эффект, и всего за 300р. Кто возьмется превзойти?

Также в этой рубрике:

Новая книга об интернет-маркетинге Долгое время маркетинг для меня был загадочной сферой и означал, грубо говоря, такое позиционирование людей, которое помогает им торговать воздухом. Маркетологи ведь ...
«Несмотря ни на что». Книга коуча, работающего с людьми творческих про... Приведу-ка я сначала пример. В прошлом году в мировом прокате прогремел фильм «Гравитация». Метафизически он адресован зрителю, который по жизни чувствует себя как космон...
«Вся кремлевская рать. Краткая история современной России», книга Миха... Один из самых отрадных поводов сделать запись в блоге таков: человек оказался лучше, чем ты о нем думал. Хотя приходится иметь в виду не человеческие, а профессиональные ...
Разожги огонь истинных желаний! Людей можно расчислить на множество категорий. Чтобы донести свою мысль, приведу в пример три. Вот с одним человеком пообщаешься, и тебе вообще ничего делать не хочется, ...
В : КНИГИ

Напишите комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)