Когда удается посмотреть хороший отечественный фильм, для меня это самая настоящая нечаянная радость. Судя по тому, как редко подобное событие случается в моей жизни и какое значение имеет для души, нечаянную радость нужно обязательно отмечать и делиться ею с другими. Что я и делаю: фильм «Со мною вот что происходит» режиссера Виктора Шамирова.
Именно этот странный режиссер, более ранние работы которого мне не нравились или просто раздражали своей недоделанностью во всех смыслах этого слова, заставил меня о многом задуматься. В частности, о тайне того, как появляется хороший фильм. А уж хороший новогодний фильм и подавно. Ведь поставить себе задачу: «Сниму-ка я кино про спешку и суету, про одиночество и бессмыслицу, и подложу-ка под это всё музыку Микаэла Таривердиева из культового фильма» – дело нехитрое, такую задачу может поставить себе каждый дурак. Если дурак и бездарность получит на это заказ от продюсера, возникнет очередное так называемое «доброе кино», кое словосочетание вызывает у меня лично пароксизмы ненависти. Если такое кино решит снять насупленный режиссер арт-хауса, сделавший себе имя на «чернухе», захочется напиться да поблевать. Во всяком случае, это будет очередная хрень, которую лучше не смотреть никогда и никому, дабы не утратить внутренних ориентиров.
Но вот ведь что получается: если режиссер никогда не изменял своей профессии, писал сценарии, ставил их, худо-бедно снимал там своих любимых актеров и снимался сам, не служил конъюнктуре, говорил о том, что ему важно, то рано или поздно от небесной канцелярии он получает полномочия создать нечто хорошее.
Нечаянна для меня эта радость потому, что после фильма «Упражнения в прекрасном» я поставила крест на актере Гоше Куценко. Казалось, что этот фильм можно показывать студентам актерского факультета в назидание: вот, дескать, смотрите, что такое плохая актерская игра и творческое бессилие. Видимо, актеру нужно было пережить личную трагедию, чтобы из этого тупика выйти.
Но так уж устроена жизнь, что шанс на внутреннее перерождение появляется только у тех, кто лично столкнулся с ее жестокостью и бессмыслицей. Современная жизнь, в которой любовь, порядочность, нежность, бескорыстные порывы и человеческое достоинство нерентабельны, они всему мешают. Ведь сюжет этого фильма держится на том, что герои пытаются вести себя как хорошие люди. И конечно, это трудно понять тем, кто давно уже забыл, что это такое – быть просто хорошим человеком. Но чем больше каждый из нас будет об этом задумываться, и чем уверенней режиссеры будут использовать возможность снимать низкобюджетное независимое кино про попытки сохранить человеческое достоинство, тем больше шансов, что мгла когда-нибудь рассеется.
В интервью Виктор Шамиров говорит: «Я сейчас вижу в этом шанс на независимое маленькое кино, по-настоящему независимое. Такое кино действительно сможет уложиться в рамки 100 тысяч. Изображение будет очень несовершенным, но это будет кино. Я верю, что это возможно. В таком случае можно делать очень лихие истории — резкие, наглые, глупые, неожиданные. Те, которые не требуют поддержки больших продюсеров или государственных грантов».
Я тоже верю! Отзыв зрителя: «Фильм хороший, я уже посмотрела. Со мной в кинозале, правда, было полтора человека, но все смотрели с удовольствием, очень внимательно», – со счетов, конечно, сбрасывать нельзя. Но ведь в небесной канцелярии не это учитывают. Они смотрят, пахал ли ты ниву. И если там что-то хорошее выросло, то обязательно зачтется.