Свободный миллион. На что готовы потратить его россияне?
Вопрос, как распорядиться миллионом долларов, выиграв его в лотерее, конечно, очень интересный. Вероятно, по этой причине исследовательский холдинг “Ромир” расспросил 1500 россиян в возрасте от 18 до 60 лет на эту тему. Результаты оказались настолько любопытными, что я даже решила их привести.
- 33% россиян объединяет желание потратить эти деньги на предметы роскоши. Если бы эти данные были представлены в виде диаграммы, то самый большой сегмент под названием «предметы роскоши» шокировал бы. Но только если не уточнять, что под роскошью в основном имеются в виду квартиры и машины.
- 21% желает инвестировать в себя и свою семью, то есть образование, обучение детей, укрепление здоровья и т.п.
- 13% положили бы эти деньги в банк, чтобы жить на дивиденды.
- 8% готовы потратить миллион долларов на путешествия.
- 9% опрошенных, и не более, рискнули бы инвестировать внезапное богатство в собственный бизнес.
- На благотворительность, на развитие науки и техники готовы пустить деньги соответственно 3% и 3%.
Известно, что в вопросах социальной статистики не так важны цифры, как их интерпретация. Данные цифры как бы говорят о том, что россияне в массе своей – тупые мещане, которые мечтают о квартирах и машинах, во главу угла ставят собственное благополучие, при этом работать и инвестировать в производство не хотят, а хотят вести жизнь рантье. Но реальность-то посложней будет.
В этой реальности очевидно, что квартира и машина, особенно для тех, у кого нет ни того ни другого – это не роскошь, а необходимость. Купил то и другое хорошего качества – вот миллион и разошелся. Все очень просто, никакой загадки.
Во-вторых, очевидно, что инвестиции в российский бизнес и все, что связано с российской экономикой – это большой риск. Чтобы обезопасить себя хотя бы частично, бизнесмены переводят деньги в оффшорные зоны, чтобы распоряжаться ими конфиденциально и не платить налогов.
В-третьих, рентабельность частного бизнеса в России предсказать очень трудно. Есть даже мнение, что собственный бизнес – это «прибежище неудачников, не способных найти работу в крупной компании». Меня это оценочное мнение возмущает, но вероятно, у аналитиков есть основания для таких высказываний.
В-четвертых, у нас нет культуры инвестирования, не говоря уже о культуре меценатства и благотворительности.
Поэтому, если на гражданина сваливается богатство, у него есть возможность распределить его либо красиво, либо выгодно для себя, либо по-дурацки. Впрочем, можно умудриться отдать должное всем направлениям. Я бы попробовала. Давайте миллион.