«В Москву!» Маргариты Симоньян. Покупаем и читаем!

ast986781Недавно я сетовала на то, что нет источников вдохновения, чтобы посвящать кому-то из ныне живущих хорошие слова. Счастлива признать, что хоть и редко, но такая возможность все-таки выпадает. Надо просто чуть повнимательней «водить жалом» в своих поисках любопытных творческих событий.

Началось с того, что на «Минаев Live» я посмотрела беседу с дотоле мне неизвестной Маргаритой Симоньян (год рождения – 1980, российская журналистка, главный редактор телеканала «Russia Today»). Ну нет у меня телевизора, вот я о ней и не знала. Девушка мне понравилась, поскольку мне вообще нравятся умные люди. А кого я считаю умными? Тех, за чьим мыслительным процессом я наблюдаю с наслаждением. К тому же очевидно, что глупой девушке вряд ли удалось бы задержаться на должности главного редактора новостного телеканала. Учитывая, что назначили ее на эту должность в 25 лет.

В ходе беседы было вскользь упомянуто, что Маргарита написала роман под названием «В Москву!» Волею судеб я тут же увидела его в книжном магазине, ну и купила.

А теперь – та-дам! – нечаянная радость – это оказалась шикарная вещь! Подзаголовок: «провинциальный роман», и делится он на две части: «Не Москва» и «Москва». Как говорится, все гениальное просто, и каждый провинциал, вырвавшийся в Москву и сумевший в ней закрепиться, теоретически мог бы написать такую двухчастевку. То-то была бы летопись, если б собрать все эти тексты… Но, во-первых, Маргарита Симоньян пишет не мемуары, а художественную прозу. Во-вторых, большинство из нас даже если захочет что-то присочинить, все равно наверняка получится чернуха беспросветная.

И тут хочется сказать о самом главном. Через череду наблюдений и зарисовок автор показывает нам образ России 90-х не просто сатирический, а для стороннего человека прямо-таки пугающий. И ведь это правда, так оно и есть, и вряд ли сильно изменилось с тех пор, потому что люди по большому счету не меняются. По этой причине я с огромным трудом читаю даже ту современную прозу, которую рекомендуют, прославляют уважаемые люди, которой присуждают разные премии. И так тошно, зачем же мне еще читать чужие тексты про чернуху и беспросветность, за свои-то деньги!

Так вот я поняла, в чем главный секрет обаяния симоньяновской прозы: при всей сатире, при всей боли, при всем гражданском чувстве, при том что там нет положительных героев,  эта проза просто сочится любовью. Жванецкий как-то говорил, что талант как похоть: спрятать трудно, симулировать невозможно. Вероятно, любовь к жизни – то же самое. И думается мне, что эту любовь мы можем обнаружить именно в женских текстах. Почему так, мне пока трудно ответить, не хватает данных для серьезной выборки и аргументации. Но я прекрасно помню, как книги талантливых мужчин-авторов хотела вышвырнуть в окно («Черная обезьяна» Прилепина, «Snuff» Пелевина), измучившись от тотальной не-любви, а книгу «простой армянской женщины» читала сладостным запоем, от этого чтения хотелось жить и любить пуще прежнего. Хотя суть-то одна: так жить нельзя, как мы живем.

Никакие сбывшиеся мечты не приведут тебя к счастью, если ты тупо не понимаешь, для чего живешь. Но на то она и женщина, чтобы этот смысл был ей подсказан самой природой. Гёте в свое время написал «Страдания юного Вертера», чтобы не покончить с собой, а отдать все страсти книги. Симоньян, думается мне, тоже поступила по-умному, отдав своему роману то, что посчитала нужным. И продолжила жить в разнообразных своих ипостасях…

Долгое время я думала, что зависть – чувство, которое мне совершенно не свойственно. Нет, таки надо признать, что я позавидовала автору этой книги. Вот ведь какая она молодец. А я чего? Любви мне, видите ли, не хватает…

 

Также в этой рубрике:

«Прощание славянки» Валерии Новодворской... Еще пару лет назад я о Новодворской не задумывалась вообще. Хотя отдавала должное ее своеобразному обаянию и публицистическому задору. Знала, конечно, что она диссидентка...
«Жизнь советской девушки» Татьяны Москвиной... Есть такая формулировка, что книга – это артефакт, с помощью которого возможно погружение во внутренний мир автора. Есть авторы, внутренний мир которых вас не интересует ...
«Вся кремлевская рать. Краткая история современной России», книга Миха... Один из самых отрадных поводов сделать запись в блоге таков: человек оказался лучше, чем ты о нем думал. Хотя приходится иметь в виду не человеческие, а профессиональные ...
«Обращение в слух» Антона Понизовского... Если подсчитывать книги, которые за последние годы вызвали у меня ощущение читательского счастья, то хватит пальцев одной руки. Возможно, это нормальное явление, а возмож...
В : КНИГИ

Напишите комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)