«В Москву!» Маргариты Симоньян. Покупаем и читаем!

ast986781Недавно я сетовала на то, что нет источников вдохновения, чтобы посвящать кому-то из ныне живущих хорошие слова. Счастлива признать, что хоть и редко, но такая возможность все-таки выпадает. Надо просто чуть повнимательней «водить жалом» в своих поисках любопытных творческих событий.

Началось с того, что на «Минаев Live» я посмотрела беседу с дотоле мне неизвестной Маргаритой Симоньян (год рождения – 1980, российская журналистка, главный редактор телеканала «Russia Today»). Ну нет у меня телевизора, вот я о ней и не знала. Девушка мне понравилась, поскольку мне вообще нравятся умные люди. А кого я считаю умными? Тех, за чьим мыслительным процессом я наблюдаю с наслаждением. К тому же очевидно, что глупой девушке вряд ли удалось бы задержаться на должности главного редактора новостного телеканала. Учитывая, что назначили ее на эту должность в 25 лет.

В ходе беседы было вскользь упомянуто, что Маргарита написала роман под названием «В Москву!» Волею судеб я тут же увидела его в книжном магазине, ну и купила.

А теперь – та-дам! – нечаянная радость – это оказалась шикарная вещь! Подзаголовок: «провинциальный роман», и делится он на две части: «Не Москва» и «Москва». Как говорится, все гениальное просто, и каждый провинциал, вырвавшийся в Москву и сумевший в ней закрепиться, теоретически мог бы написать такую двухчастевку. То-то была бы летопись, если б собрать все эти тексты… Но, во-первых, Маргарита Симоньян пишет не мемуары, а художественную прозу. Во-вторых, большинство из нас даже если захочет что-то присочинить, все равно наверняка получится чернуха беспросветная.

И тут хочется сказать о самом главном. Через череду наблюдений и зарисовок автор показывает нам образ России 90-х не просто сатирический, а для стороннего человека прямо-таки пугающий. И ведь это правда, так оно и есть, и вряд ли сильно изменилось с тех пор, потому что люди по большому счету не меняются. По этой причине я с огромным трудом читаю даже ту современную прозу, которую рекомендуют, прославляют уважаемые люди, которой присуждают разные премии. И так тошно, зачем же мне еще читать чужие тексты про чернуху и беспросветность, за свои-то деньги!

Так вот я поняла, в чем главный секрет обаяния симоньяновской прозы: при всей сатире, при всей боли, при всем гражданском чувстве, при том что там нет положительных героев,  эта проза просто сочится любовью. Жванецкий как-то говорил, что талант как похоть: спрятать трудно, симулировать невозможно. Вероятно, любовь к жизни – то же самое. И думается мне, что эту любовь мы можем обнаружить именно в женских текстах. Почему так, мне пока трудно ответить, не хватает данных для серьезной выборки и аргументации. Но я прекрасно помню, как книги талантливых мужчин-авторов хотела вышвырнуть в окно («Черная обезьяна» Прилепина, «Snuff» Пелевина), измучившись от тотальной не-любви, а книгу «простой армянской женщины» читала сладостным запоем, от этого чтения хотелось жить и любить пуще прежнего. Хотя суть-то одна: так жить нельзя, как мы живем.

Никакие сбывшиеся мечты не приведут тебя к счастью, если ты тупо не понимаешь, для чего живешь. Но на то она и женщина, чтобы этот смысл был ей подсказан самой природой. Гёте в свое время написал «Страдания юного Вертера», чтобы не покончить с собой, а отдать все страсти книги. Симоньян, думается мне, тоже поступила по-умному, отдав своему роману то, что посчитала нужным. И продолжила жить в разнообразных своих ипостасях…

Долгое время я думала, что зависть – чувство, которое мне совершенно не свойственно. Нет, таки надо признать, что я позавидовала автору этой книги. Вот ведь какая она молодец. А я чего? Любви мне, видите ли, не хватает…

 

Также в этой рубрике:

Размышления по прочтении романа Ольги Каминка «Мои 90-е»... Возможно, разные виды гуманитарных наук и искусств (история, философия, психология, драматургия, литература) в определенном смысле занимаются одним и тем же. А именно: по...
«Жизнь советской девушки» Татьяны Москвиной... Есть такая формулировка, что книга – это артефакт, с помощью которого возможно погружение во внутренний мир автора. Есть авторы, внутренний мир которых вас не интересует ...
«Прощание славянки» Валерии Новодворской... Еще пару лет назад я о Новодворской не задумывалась вообще. Хотя отдавала должное ее своеобразному обаянию и публицистическому задору. Знала, конечно, что она диссидентка...
«Неужели это я?! Господи…» Олега Басилашвили... Дело было так. Читая последний роман Пелевина, я постоянно боролась с тошнотой и по старой привычке рефлексировала, почему меня тошнит, да не сформулировать ли это, не на...
В : КНИГИ

Напишите комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)