БУДНИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

О предпосылках конфликтов в деловом общении

conflict_resolutionПо роду деятельности мне часто приходится анализировать особенности коммуникации между людьми. И следовательно, размышлять на тему конфликтологии. Вот промежуточные выводы моих размышлений на тему делового общения.

Мы не начинаем диалог в некоей идеальной ситуации, когда «звезда с звездою говорит». Деловое общение всегда предусматривает наличие нескольких факторов:
– Внешние предлагаемые обстоятельства (где мы, с кем мы и какую роль выполняем по отношению друг к другу);
– Цели и задачи, которые стоят перед каждой из сторон;
– Внутренние психологические установки.
К тому же в процессе общения всегда происходит рефлексия и анализ, в ходе чего мы выясняем, насколько это общение комфортно и продуктивно. Если одной из сторон что-то сильно не нравится, то назревает конфликт.
Психологические предпосылки возможных конфликтов можно разделить на группы:

Стремление к доминированию и манипулированию.

Люди, которые склонны доминировать и для которых в общении и в выполнении социальных ролей характерна «пристройка сверху», воспринимают партнера как соперника в игре, которую им так или иначе надо выиграть. Для них очень важно подчинение другого человека и его умение «пристроиться снизу». Стремление к превосходству выражается в безапелляционности, приказном тоне, навязывании своего мнения, нетерпимости чужого.
Стремление манипулировать свойственно многим людям и по разным причинам. Цель манипуляции – усыпление бдительности и критичности партнера. Манипулировать можно по-разному: льстить, использовать «слабые места» партнера, демонстрировать снисходительность, подтасовывать слова и факты в свою пользу и т.д.

Психологическая неуравновешенность и незрелость.

Незрелых и неуравновешенных людей среди нас много, даже чересчур. Особенно характерен этот фактор для людей, которые находятся не на своем месте и некомпетентны в обсуждаемых вопросах. Незрелый человек ведет себя как балованный подросток, который считает, что ему все должны и все обязаны обслуживать его интересы по первому свистку. Он относится к другим людям эгоистично и потребительски. А неуравновешенный человек сильно зависит от своего настроения и многочисленных влияний. От него в любую минуту не знаешь чего ожидать.

Обесценивание потребностей другой стороны.

Если одна сторона хочет добиться своего, не учитывая мнения и потребностей другой, то конфликт обеспечен. К счастью, мы не в армии. Деловая коммуникация успешна тогда, когда каждый получает то, на что он рассчитывает. Если один получает то, что он хочет, а другой получает лишь пустой фантик, то это серьезный конфликт.

Нарушение правил.

Если мы не будем играть по правилам, то деловая коммуникация станет невозможна. Существуют такие понятия как этика, субординация, договоренность и т.д. Они как раз и призваны предупреждать появление конфликтов. Любое нарушение правил сильно усложняет деловое общение.

Предубеждение, негативная реакция.

Самое опасное в деловой коммуникации – это переход на личности. Можно сколько угодно спорить с позицией собеседника, но если налицо предубеждение и ситуационная агрессия, то это действует разрушительно на все. Конструктивный диалог в таких обстоятельствах невозможен. Одно дело, если негативную реакцию вызывает некорректное поведение другой стороны. Но если агрессия возникает на базе собственной неуверенности и психологических установок, то она провоцирует конфликт.

Очень часто эти предпосылки взаимосвязаны и вытекают одна из другой. И по факту получается, что конфликт возник не по объективным причинам, которые можно устранить и продолжить общение, а по субъективным причинам психологического характера. С конфликтными личностями общаться нелегко. У меня есть знакомый, который начинал свою трудовую деятельность, закончив парикмахерские курсы для начинающих. К тому моменту как мы познакомились, он уже был владельцем собственного салона и парикмахерской школы, построил дом и ездил на джипе. Я же, человек с высшим образованием, работала за зарплату редактором в журнале. И он поделился со мной мудростью: «Никто тебе не друг и никто тебе не враг, но каждый человек тебе учитель». Очевидно, что он был хорошим учеником.

Tags
Show More

Кто эта тётя

Меня зовут Валентина Мовилло, и это мой блог. Подробней обо мне вы прочтете здесь. Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях. А если хотите заказать мне текст, то вот мои контакты.

Также в этой рубрике

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close