Выбрать страницу

ПОГОВОРИМ О СИНДРОМЕ БАРБИ

Откуда взялись современные стандарты красоты, вопрос риторический. Красота сегодня – это понятие, которое обслуживает гигантская и очень влиятельная индустрия. А где индустрия, всегда существуют стандарты, форматы, мода, бумы и спады… По статистике, около половины женщин считают свою фигуру нестандартной, практически любая женщина что-то в своей внешности считает недостаточно красивым. И благодаря достижениям медицины у нее есть возможность это «что-то» улучшить. Но откуда берутся параметры, на которые сегодня принято равняться?

В стремлении к идеалу 

Бум на тот тип женской внешности, который сейчас нам хорошо известен, начался более полувека назад, когда миру была явлена кукла Барби. Это создание сильно отличалось от тех кукол, в которых привыкли играть девочки середины ХХ века. Внешность Барби была одновременно изысканной и сексуальной – что говорить, вы и сами знаете, как выглядит эта кукла. И конечно, это был идеал. Ведь ключевое свойство идеала в том, что он недостижим.

Если по мановению волшебной палочки превратить Барби в реальную девушку, то выяснится, что она не сможет быть физически активной (слишком слабенькая и анорексичная), долго ходить (у нее непропорционально маленькие ступни), а выдающаяся грудь будет создавать ей дополнительные проблемы с позвоночником. Но ведь Барби такая красивая! А раз она существует, хотя бы в виде пластиковой модели, значит, можно стать похожей на нее. Кроме того, Барби предназначена специально для того, чтобы с ней играть во взрослую жизнь.

Интересно, что прообразом Барби стала немецкая куколка Лили. Эта «кукла для взрослых» – девушка легкого поведения – была героиней комиксов послевоенных лет; ее формы и черты лица на картинках были нарочно доработаны так, чтобы на них реагировало мужское либидо. То есть кукла, впоследствии адаптированная для американского рынка игрушек, изначально была «Барби для мужчин». Ну, а дальше индустрия сделала свое дело, превратив Барби в модель, которой стремятся подражать поколения выросших девочек.

В разговоре о разнице между стандартами и идеалом надо понимать, что существует разница между параметрами здоровой, соответствующей возрасту красоты, и параметрами идеала. Идеал – это нечто утрированное, не как у всех, а немного чересчур. Например, параметры 90 × 60 × 90 в чистом виде почти не встречаются, но с точки зрения пропорций вполне достижимы. А вот любое соотношение, которое делает эти перепады объемов более заметными, уже привлекает повышенное внимание, делает внешность влекущей, а ее обладательницу – объектом мечты. Для кого-то идеал – увеличенный объем в верхней части фигуры, для кого-то – уменьшенный в средней. Где-то считается, что признак красоты – это пухлые губы, а где-то – огромные глаза (вспомним японские мультики и комиксы). Но если этого утрированного соотношения от природы не дано, то достичь его одной лишь силой воли не удастся.

Однако именно неестественность красоты Барби и делает ее идолом. Вот вам показательный пример. Американский художник Николай Ламм захотел посмотреть, насколько красивой получится Барби с фигурой обычной девушки. Он создал куклу с параметрами среднестатистической девятнадцатилетней американки (на фото) и полагает, что у кукол Барби 2.0. большой потенциал на рынке игрушек. Что ж, стремление его похвально, однако большой коммерческий потенциал этой затеи на сегодняшний день вызывает сомнение. Что это будут за игры во взрослую жизнь с куклой, которая ничем не отличается от обычной девушки? Из этих игр исчезнет компонент мечты и иллюзии, в чем вряд ли заинтересована индустрия, если задуматься. 

Глобальный прессинг 

Получается, что несколько поколений девочек, любивших погружаться в «мир Барби», изначально росли с навязанными им представлениями о красоте. И только игрушками представления, конечно, не ограничивались. В Америке, например, парадоксальная ситуация: если смотреть их фильмы, сериалы, читать глянцевые журналы, возникает ощущение, что эта страна населена стройными красивыми людьми, ведущими интересную жизнь. На практике же выясняется, что стройных и красивых людей там не больше чем везде, сто миллионов американцев носят одежду размера свыше 48-го, а интересную жизнь ведут только те, кто может себе это позволить: личности. Однако существующие мифы и представления – результат проводимой политики. Глянцевые журналы, и не только в Америке, десятилетиями придерживаются строгих принципов в плане подбора героинь для своих обложек. Существует множество стандартов и форматов, в которые должна вписываться та или иная звезда или модель, и стройность – лишь одно из обязательных условий. Героиня обложки должна воплощать собой представление о гламуре. Маркетологи уверяют, что сами читательницы не хотят покупать журнал с той девушкой на обложке, которая не является для них идеалом.

У повальной тяги к похудению, услугам косметологов и пластических хирургов есть и другая подоплека. Медиа-пространство формирует устойчивое мнение, что любые метаморфозы, связанные с похудением, омоложением, похорошением, возможны – было бы желание и деньги. А раз это возможно, то как и любая мода, вроде бы и обязательно к исполнению теми, кто хочет быть «на гребне волны». 

Когда женщина не нравится себе 

Есть ли разница между знанием своих недостатков и недовольством своей внешностью? Очевидно, что это разные психологические состояния. Когда женщина (или юная девушка) придирчиво оглядывает себя в зеркале, видит собственные недостатки, но это не портит ей настроение, не мешает делать карьеру, любить и быть любимой – это одно. А если такая, какая есть, она себе не нравится и упорно хочет себя изменить – это другое, тут уже психологические проблемы. Не будем рассматривать вариант уродств и медицинских показаний к изменению внешности. Задумаемся о психологических причинах желания «улучшать» себя.

Сначала упомянем о причине очевидной. Мы живем в мире, где для колоссального количества людей внешность является крайне значимым фактором. Для них внешность – это не просто данные, но товарный знак, который надо демонстрировать при каждом удобном случае, свидетельство вложенных инвестиций. Чтобы быть женственной и привлекательной, необходимо быть: молодой, в целом худой, но при этом иметь увеличенные объемы там, где их принято иметь (грудь и губы), и нарастить себе всё, что принято наращивать (волосы, ногти, ресницы, рост за счет каблуков). Задача усложняется, если природа поскупилась на все эти факторы, но тем сильней желание доказать, что нет ничего невозможного. Не исключено, что «полный тюнинг» действительно поднимает женскую самооценку. Ведь она сильно связана с внешностью, надо это признать. И зачастую именно высокая самооценка служит причиной желаемых изменений в личной жизни или карьере. Те, для кого внешность является «рабочим инструментом», имеют право омолаживать и улучшать ее столько, сколько посчитают нужным. Но за их стремлением это делать стоит страх. Страх не соответствовать принятым стандартам красоты, страх проиграть в конкурентной борьбе и оказаться неудачницей, страх перед лицом старости на обочине жизни… Мамы взрослых дочерей стремятся выглядеть не как их мамы, а как подруги или сестры. Если же для этого придется выглядеть немного неестественно – так тому и быть.

Другая причина лежит в области психоанализа. Есть два вида реальности: одна объективна, другая впрямую зависит от нашего мышления и психологических установок. В объективной реальности каждый человек по-своему красив, но законы природы не обмануть. А вот в реальности, которая разворачивается в мозгу, картина другая. Если женщина смотрит на себя в зеркало и расстраивается от того, что там видит, она подсознательно сопоставляет свою реальную внешность с тем образом, который кажется ей идеальным. То есть проблема не в том, как она объективно выглядит, а в том, как она видит себя.

По мнению психологов, желание внешних метаморфоз характерно для людей, страдавших в детстве от деспотичного воспитания, недостаточно любимых, подверженных неврозам и болезненным акцентуациям, застенчивых или, наоборот, желающих постоянно быть объектом чьего-то внимания. Депрессии, пищевые расстройства, шопоголизм, зависимость от косметических процедур и операций – все это следствие нерешенных психологических проблем. Многие из таких людей видят в косметологическом или хирургическом вмешательстве возможность избавиться от внутренних комплексов. Им кажется, что благодаря внешнему преображению, которое приблизит их к «кукольным» стандартам, они смогут стать более востребованными, привлекательными и успешными. Не надо списывать со счетов, что внимание к собственной персоне, а также возбуждение и прилив адреналина, который испытывают пациенты пластических хирургов перед операцией, вызывает у них кратковременную, но ощутимую эйфорию. Если им нравится результат, то эйфорию не перекрывают даже болезненные ощущения и прочие неудобства. Но когда эйфория проходит и жизнь возвращается в нормальное русло, чаще всего оказывается, что старые проблемы никуда не исчезли. Многие полагают, что сделанного было недостаточно, и наилучший выход — это новая операция.

Есть еще один момент, на котором стоит остановиться. В медицине есть понятие дисномия – это желание пациента на хирургическое вмешательство без каких-либо оснований. Известны персонажи, которых обсуждают как жертв пластической хирургии, однако они не совсем жертвы, поскольку шли на эти метаморфозы осознанно. Они понимали: даже если ни в чем другом самовыразиться не удается, можно стать персонажем, и о тебе будут говорить.

Так например, бывшая британская модель, а ныне персонаж Алисия Дюваль потратила более миллиона фунтов стерлингов (более 1,5 миллиона долларов) на 71 пластическую операцию и 260 косметических процедур, стремясь привести себя в соответствие с идеалом. «Я брала с собой Барби на консультации, чтобы показать, какой я хочу быть после операции, – говорит 34-летняя женщина. – Сейчас я понимаю, что была нездорова и страдала зависимостью. Но никто из докторов не попробовал остановить меня. Им нужны были только мои деньги».

Однако, невзирая на то, что квалифицированный врач перед операцией обязан разобраться, когда речь идет о медицинских показаниях, когда о прихоти, а когда и о проблемах с психикой, предупреждать об осложнениях и соблюдать заповедь «не навреди», никто ему не может превентивно запретить выполнять за деньги свою работу. Возможно, через 5-10 лет проблема, которой мы здесь коснулись, уже отойдет в прошлое, женщины будут выглядеть разнообразно, как это задумала природа, и их самооценка не будет страдать, потому что наступит время индивидуальностей. Уже сейчас есть подтверждения тому, что эпоха моды на анорексическую худобу и «кукольные» лица наконец прошла. А возможно, что и наоборот: индустрия красоты будет сражаться за прибыльность своего бизнеса, и глобальный прессинг примет такие масштабы, что мы все воспользуемся возможностью сделать «тюнинг» и станем выглядеть стандартно, примерно на один возраст и по сути будем взаимозаменяемыми, как куклы. Но если нас и ждут серьезные перемены в отношении к стандартам красоты, то их истоки все равно будут в наших головах. Захотим ли мы учиться принимать и любить себя такими, какие мы есть? Или захотим приводить себя в соответствие с гламурными идеалами до логического конца? Мы этого пока не знаем, но поживем – увидим.

 

Валентина Мовилло

Опубликовано на сайте женского клуба «Школа очарования»

 

Если вам понравилась статья, вы можете заказать текст ее автору

Вернуться к списку статей